Анализ производства продукции по номенклатуре и ассортименту
Номенклатура - это перечень наименований изделий, работ, услуг. Ассортимент - перечень наименований изделий, работ, услуг с указанием количества по каждому из них. В процессе анализа изучаются изменения в номенклатуре и ассортименте продукции по сравнению с предыдущим годом, а также устанавливаются причины изменения как зависящие, так и не зависящие от работы предприятия. Во всех случаях необходима не просто констатация фактов изменения номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, а изучение целесообразности этих изменений. Объективно все изменения в номенклатуре и ассортименте выпускаемой продукции должны быть подчинены интересам и требованиям рынка. При этом должны соблюдаться и собственные интересы предприятия, т. е. стремиться выпускать высокорентабельную, а не убыточную и низкорентабельную продукцию.
Величина среднего процента ассортимента продукции меньшая 100 свидетельствует об ассортиментных сдвигах в производстве продукции по сравнению с предыдущим годом.
Аналогичным способом может определяться средний процент по ассортименту по сравнению с планом.
Таблица 2
Анализ изменения ассортимента продукции отчетного года по сравнению с предыдущим годом
Виды продук-ции | Еди- ница изме-рения | Фактически произведено | Стоимость фактически выпущенной продукции за отчетный год в действую- щих оптовых ценах, тыс. р. | Средняя оптовая цена, дей-ствовавшая в отчетном году, р. (гр.3:гр.2) ´l000 | Стоимость фактически выпущенной продукции за предыдущий год в ценах отчетного года, тыс. р. (гр.4´гр.1): 1000, | Стоимость фактически выпущенной продукции за отчетный год в пределах выпуска предыдущего года, тыс. р. | ||
за пре-дыду-щий год | за отчет-ный год | |||||||
А | Б | |||||||
гр. 3, но не более гр. 5 | ||||||||
Итого | ´ | ´ | ´ | ´ |
На изменение объема продукции влияют факторы, характеризующие использование трудовых и материальных ресурсов, ОПФ.
Для выявления величины влияния факторов на изменение объема продукции используются следующие зависимости:
Объем продукции = | Среднегодовая численность ППП, чел. | ´ | Производительность труда, р.: 1000; |
Объем продукции = | материальные затраты на производство продукции, тыс.р. материалоемкость продукции, р./р. | ||
Объем продукции = | среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. р. ´ фондоотдача, р./р. |
Величина влияния указанных факторов на изменение объёма продукции рассчитывается приемом элеминирования: влияние среднегодовой численности ППП и производительности труда способом разниц; влияние материальных затрат и материалоемкости продукции - способом цепных подстановок; влияние среднегодовой стоимости ОПФ и фондоотдачи - способом разниц.