Анализ производства продукции по номенклатуре и ассортименту

Номенклатура - это перечень наименований изделий, работ, ус­луг. Ассортимент - перечень наименований изделий, работ, услуг с указанием количества по каждому из них. В процессе анализа изучаются изменения в номенклатуре и ассортименте продукции по сравнению с предыдущим годом, а также устанавливаются причины изменения как зависящие, так и не зависящие от работы предпри­ятия. Во всех случаях необходима не просто констатация фактов изменения номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, а изучение целесообразности этих изменений. Объективно все из­менения в номенклатуре и ассортименте выпускаемой продукции должны быть подчинены интересам и требованиям рынка. При этом должны соблюдаться и собственные интересы предприятия, т. е. стремиться выпускать высокорентабельную, а не убыточную и низ­корентабельную продукцию.

Величина среднего процента ассортимента продукции меньшая 100 свидетельствует об ассортиментных сдвигах в производстве продукции по сравнению с предыдущим годом.

Аналогичным способом может определяться средний процент по ассортименту по сравнению с планом.

Таблица 2

Анализ изменения ассортимента продукции отчетного года по сравнению с предыдущим годом

Виды продук-ции Еди- ница изме-рения Фактически произведено Стоимость фактически выпущенной продукции за отчетный год в действую- щих оптовых ценах, тыс. р. Средняя оптовая цена, дей-ствовавшая в отчетном году, р. (гр.3:гр.2) ´l000 Стоимость фактически выпущенной продукции за предыдущий год в ценах отчетного года, тыс. р. (гр.4´гр.1): 1000, Стоимость фактически выпущенной продукции за отчетный год в пределах выпуска предыдущего года, тыс. р.  
 
за пре-дыду-щий год за отчет-ный год  
 
 
 
 
 
 
 
А Б  
              гр. 3, но не более гр. 5  
Итого ´ ´ ´   ´      

На изменение объема продукции влияют факторы, характеризующие использование трудовых и материальных ресурсов, ОПФ.

Для выявления величины влияния факторов на изменение объема продукции используются следующие зависимости:

 

Объем продукции = Среднегодовая численность ППП, чел. ´ Производительность труда, р.: 1000;
Объем продукции = материальные затраты на производство продукции, тыс.р. материалоемкость продукции, р./р.
Объем продукции = среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. р. ´ фондоотдача, р./р.

Величина влияния указанных факторов на изменение объёма продукции рассчитывается приемом элеминирования: влияние среднегодовой численности ППП и производительности труда способом разниц; влияние материальных затрат и материалоемкости продукции - способом цепных подстановок; влияние среднегодовой стоимости ОПФ и фондоотдачи - способом разниц.