Антикризисное управление

 

Существует несколько точек зрения по поводу того, что следует понимать под термином «антикризисный менеджмент» или «антикризисное управление». Традиционно под антикризисным управлением понимается совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику. Согласно данному определению, область антикризисного управления ограничена рамками судебной процедуры банкротства, проводимой на предприятии. Данное определение трактует антикризисное управление в достаточно узком смысле.

Согласно устоявшемуся в деловых кругах мнению, под антикризисным управлением предприятием понимается либо управление в условиях уже наступившего кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния. В соответствии с данным определением, антикризисное управление отличается от стратегического и тактического по своим целям. последние стремятся к достижению миссии фирмы или долгосрочной максимизации прибыли. Необходимость в антикризисном управлении существует лишь до тех пор, пока предприятие не преодолеет кризисное состояние.

Иногда антикризисное управление рассматривается как более широкое понятие – оно должно опережать и предотвращать неплатежеспособность несостоятельного предприятия, а также обеспечивать достижение предприятием конкурентного преимущества.

В англоязычной литературе вместо термина «антикризисное управление» используется понятие «кризис-менеджмент». В широком смысле под кризис-менеджментом понимается управление в чрезвычайных ситуациях. С точки зрения кризис-менеджмента, особенность кризисной ситуации состоит в ускорении течения событий, появлении нетипичных ситуаций, т.е. кризис характеризуется увеличением неопределенности.

Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить четырьмя группами.

1. Проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Своевременное обнаружение наступления кризиса, его первых признаков, понимание его характера. От этого зависит предотвращение кризиса. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие, и это также является проблемой антикризисного управления.

Не все кризисы можно предотвратить, многие из них надо преодолеть. В этом случае антикризисное управление решает проблемы жизнедеятельности организации в период кризиса, способствует выходу из кризиса и ликвидации его последствий.

2. Проблемы, связанные с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это прежде всего методологические проблемы, в процессе решения которых формулируется миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера. Существуют также проблемы организационного и правового содержания, множество социально-психологических проблем.

3. Проблемы дифференциации технологий управления. Они включают в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. Здесь существует множество ограничений во времени, квалификации персонала, недостатку информации. В этой же группе можно рассматривать и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.

4. Проблемы конфликтологии и селекции персонала, которые всегда сопровождают кризисные ситуации. Нельзя упускать из структуры антикризисного управления и проблемы финансирования антикризисных мер, маркетинга, а также проблемы банкротства и санации предприятий.