Управление инновациями и инновационный менеджмент
Важнейшей составной частью управления деятельностью организации, имеющей наукоемкую продукцию, является инновационный менеджмент.
Инновации – это результат творческого процесса в виде созданных новых потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков. При этом важнейшим признаком инновации должна выступать новизна его потребительских свойств.
Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества.
Инновационный менеджмент представляет собой процесс управления всеми аспектами деятельности фирмы по созданию и реализации новой техники для последующего удовлетворения потребностей потребителей.
Основная цель инновационного менеджмента – обеспечение наиболее эффективных путей реализации инновационной стратегии организации на всех этапах процесса создания новой техники. Стратегия инноваций предполагает приобретение конкурентных преимуществ с помощью создания принципиально новых видов товаров или технологий для удовлетворения перспективного рынка.
Задачами инновационного менеджмента являются следующие.
1. Обеспечение высоких темпов развития организации за счет эффективности реализации инновационных проектов и приобретение конкурентных преимуществ на рынке.
Стратегия развития любой организации с момента ее создания предполагает постоянный экономический рост, происходящий за счет увеличения объемов деятельности путем эффективной реализации инновационных проектов. В процессе их реализации обеспечивается достижение долгосрочных стратегических целей организации.
2. Обеспечение оптимизации прибыли от инновационной деятельности организации.
3. Обеспечение минимизации инвестиционных рисков.
Инвестиционные риски многообразны и сопутствуют практически всем формам инновационной деятельности. При неблагоприятных обстоятельствах эти риски могут вызвать не только потерю прибыли от инвестиций, но и части инвестируемого в инновационный проект капитала. Поэтому в процессе создания и реализации инновационного проекта необходимо учитывать инвестиционные риски и существенно ограничивать связанные с ними финансовые потери. Задача инновационного менеджмента в этом случае состоит в том, чтобы на стадиях оптимизации и синтеза конструкторско-технологических стоимостных решений в процессе реализации инновационного проекта адаптировать их к потребностям рынка. Особое внимание необходимо обратить на минимизацию рисков, сопровождающих длительные периоды реализации инновационных проектов – риск от инфляции и др.
4. Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности организации в процессе реализации инновационного проекта.
Реализация инновационного проекта связана с отвлечением финансовых средств в значительных объемах. Поскольку инновационные проекты в зависимости от наукоемкости составляются на довольно длительный период, такое отвлечение финансовых средств может сказаться на снижении платежеспособности по текущим платежам, привести к несвоевременному выполнению обязательств перед партнерами, государственным бюджетом, т.е. созданию предпосылок для банкротства. Кроме того, финансирование отдельных инновационных проектов часто осуществляется с привлечением заемных средств. Резкое повышение доли заемных средств в активах фирмы может привести к снижению финансовой устойчивости в долгосрочном периоде. Поэтому, формируя источники инвестиционных ресурсов для реализации инновационных проектов, необходимо прогнозировать влияние повышения доли заемных средств на финансовую устойчивость фирмы и ее текущую платежеспособность.
5. Поиск путей ускорения реализации инновационных проектов.
Разработанные организацией инновационные проекты необходимо выполнить в запланированные сроки, при этом на рынок должен быть поставлен конкурентоспособный товар. Быстрая реализация инновационных проектов способствует ускорению экономического развития организации, формированию дополнительных денежных потоков от прибылей, связанных с реализацией инновационных проектов, сокращению сроков использования кредитных ресурсов, снижению инвестиционных рисков при неблагоприятном изменении конъюнктуры и ухудшении инвестиционного климата в стране и в конечном итоге – повышению конкурентоспособности товара и организации на рынке.