II. Система изучения морфемного состава слова.

 

Под системой изучения языкового материала понимается целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определенной, научно-обоснованной последовательности и взаимосвязи.

Применительно к изучению морфемного состава слова система определяет:

1) место изучения морфемного состава слова в общей системе изучения программного материала;

2) последовательность работы над такими понятиями, как корень, однокоренные слова; окончание, приставка, суффикс;

3) взаимодействие между изучением морфемного состава слова и образования слов;

4) связь работы над формированием навыков правописания морфем с усвоением основ знаний из области словообразования и грамматики.

При построении системы в качестве ведущих выступают следующие положения: все морфемы в слове взаимосвязаны, значение каждой морфемы раскрывается только в составе слова (работа с программой).

Выделяются четыре этапа системы:

1. Пропедевтические (предварительные, подготовительные) словообразовательные наблюдения, которые предшествуют изучению темы «Однокоренные слова» во 2-ом классе (работа с учебником). Запись видов этой работы.

2. Знакомство с особенностями однокоренных слов и корня слова, наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах. 2-ой класс.

3. Изучение специфики и роли в языке приставки, суффикса, знакомство с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания окончания и приставки. 3 класс.

4. Углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением существительных, прилагательных, глагола. 3 класс.

На всех этапах предусматривается систематическая работа над лексическим значением слов, точностью их употребления в речи и написанием.

 

Пропедевтика изучения словообразования (2 класс).

Задача в подготовке учащихся к пониманию семантической и структурной соотносимости, которая существует между однокоренными словами.

Важно подчеркнуть, что предварительные наблюдения не являются самоцелью отдельных уроков: потребность наблюдений определяется часто необходимостью раскрыть лексическое значение слова, объяснить его написание (сравнить материал разных учебников).

Вывод: при выяснении мотива названия предмета или признака его учащиеся подводятся к установлению общности слов по смыслу и по составу. Все это готовит школьников к пониманию сущности образования однокоренных слов: одно слово образуется от другого на основе семантической связи между ними.

Второй этап системы изучения морфемного состава слов: знакомство с особенностями однокоренных слов и корня слова.

Основные задачи данного этапа:

- формировать грамматическое понятие «однокоренные слова»;

- познакомить с особенностями корня;

- провести наблюдения над единообразным написанием корня и однокоренных слов;

- обогатить речь учащихся, их словарный запас.

Формирование понятия «однокоренные слова» связано с усвоением их существительных 2-х признаков: семантичности, общности и структурной общности.

На осознание учащимися сущности однокоренных слов положительное влияние оказывает выяснение того факта, что смысловая общность однокоренных слов создается общностью корня. Именно в корне заключено то общее, что роднит однокоренные слова, объединяет их в одну группу. Это может происходить разными способами (работа с учебниками).

Третий этап системы.

Не меньшее значение имеют знания о единообразном написании корня в однокоренных словах.

При формировании понятия «корень» школьники ориентируются на 2 признака корня: главная часть слова, которая является общей для всех однокоренных слов. В корне заключается общий смысл всех однокоренных слов. Работа над корнем не ограничивается 2-3 уроками, специально отведенными на эту тему. Наблюдения над корнем органически входят в содержание уроков, которые отводятся на изучение всех других морфем.

Для того, чтобы развить у младших школьников умение распознавать однокоренные слова по 2-м признакам проводится сопоставление однокоренных слов и синонимов, например, нужно доказать, какое из 3-х слов не является однокоренным: смелый, смелость, храбрость; а также противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы. Например, гора – горный – горняк - гореть. Такое сопоставление предупреждает ошибочную ориентировку учащихся только на семантическую близость слов. Противопоставление позволяет предупредить ошибку, связанную с ориентировкой только на структурную общность. Очень важно, чтобы учащиеся, доказали, почему те или иные слова являются однокоренными, называли 2 существенных признака: «слова записка и писать - однокоренные», т.к. у них общий корень пис-; слова сходны по смыслу.

 

Изучение роли приставок.

Существенными признаками приставки являются:

1. Ее словообразовательная функция;

2. Место по отношению к корню;

3. Приставки чаще всего образуют новые слова того же лексико-грамматического разряда, например, прыгнуть – выпрыгнуть.

В начальной школе учащиеся изучают два первых признака и усваивают следующее определение:

«Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов».

Школьная практика показывает, что усвоение роли наиболее успешно при условии раскрытия ее семантического значения. С семантической ролью удобнее всего познакомить учащихся на примере глаголов, т.к. для глаголов префиксальный способ образования наиболее типичный. Это имеет возможность сравнения однокоренных (слов) глаголов, т.о. создаются условия, в которой семантическая роль приставки выступает особенно отчетливо. Для ознакомления с семантикой приставок можно использовать и от глагольные существительные, хотя их в детской речи мало. Например, вход, выход, переход и т.д.

При выяснении семантики нужно учитывать то обстоятельство, что это лучше проявляется в условиях предложного управления.

Например, вбежал в комнату, подбежал к дому и т.п.

Поскольку приставка может иметь не одно, а несколько значений, а также иметь синонимичные значения, то учитель для знакомства выбирает слова с четко выраженным значением и наиболее употребительные в детской речи. Основным в осознании словообразовательной роли приставки является знание того, что приставка не механически присоединяется к слову, а дополняет лексическое значение слова своим смысловым оттенком, создавая при этом новое слово. Для осознания учащимися словообразовательной роли приставки в единстве с их смысловым знанием результативными являются следующие упражнения:

- задания, основанные на сравнении однокоренных слов, семантическое различие между которыми обусловлено разными приставками. Например, от слов ходить, летать образовать слова с В, ВЫ, У, ПРИ. Сравните слова по смыслу и по составу. Какая часть слова делает их разными? Составить с ними предложения.

- упражнения на сравнение одной и той же приставки в разных словах или сравнением приставок, имеющих близкое значение.

Цель этих упражнений – элементарное обобщение знаний о семантике приставки. Например, запеть, заиграть, зацвести, зазеленеть сравнить по смыслу и ответить, какая часть слова указывает на начало действия.

- лексико-грамматический и лексико-стилистический анализ текста.

Упражнения способствуют развитию точного и осознанного употребления в речи слов с приставкой. Например, выясняется значение слова, целесообразность употребления.

Наряду с наблюдением над семантикой и словообразовательной ролью приставки, проводится работа над формированием навыка слитного и графически правильного написания приставок. В начальных классах отрабатывается навык письма приставок, которые пишутся всегда одинаково (о, об, от, ото, по, до и т.д.).

Чтобы создать условия для лучшего запоминания графического образа приставок, целесообразно их классифицировать, например, приставки на О, на А и т.п. Проводится специальная работа над сопоставлением и противопоставлением приставок и предлогов.

 

Методика работы над усвоением функции суффиксов.

Основная задача изучения данной морфемы – познакомить учащихся с ролью суффиксов в слове и на этой основе развивать у школьников умения осознанно использовать слова с суффиксами в своей речи. Важно, чтобы учащиеся поняли, что суффиксы образуют новые слова и формы одного и того же слова. В начальных классах не ставится задача формирования навыка правописания суффиксов, учащиеся знакомятся с написанием наиболее употребительных в детской речи, которые имеют постоянное графическое начертание (очк, ечк, евн, овн, еньк, оньк, ость и т.д.) и не требуют знания правил. Выяснению семантики суффикса способствует осознание учащимися его словообразовательной роли. Например, читать – читатель.

Исследования показывают, что определение, какой частью речи являются образованное слово, какого оно рода, углубляет представление о том, что с помощью суффикса можно образовать слова разных частей речи.

Упражнения, помогающие уяснить роль суффикса:

- сравнение однокоренных слов и установление между ними сходство или различия по составу и по лексическому значению. В результате вывод: смысловое различие передается с помощью и именно с помощью суффикса - от одного слова образовалось другое. Например, будить – будильник, греть – грелка.

- сравнивая между собой предметы и их части, проводят наблюдения над ок, ик, к, например, дуб – дубок, розовый, розоватый

- сопоставление суффикса с приставкой и окончание сказать – подсказать - подсказка.

 

Особенности изучения окончания.

Особым своеобразием отличается окончание, для которого ведущей является грамматическая функция. Трудность обусловлена тем, что окончание является внешним средством выражения грамматических значений слов. Но учащиеся начальных классов не знают грамматических знаний слова, поэтому и функцию окончания не могут осознать. Трудность заключается и в том, что окончание выражает сразу несколько грамматических знаний: например, род, число, падеж. С учетом указанных особенностей окончания и возрастных возможностей младших школьников стало традиционным начинать изучение окончания с раскрытия двух его признаков:

1) окончание – изменяемая часть слова;

2) служит для связи слов в предложении.

Помогают осознать эти признаки такие упражнения:

- задания, направленные на изменение формы слова в зависимости от сочетания его с другими словами в предложении. Например, лагерь раскинулся на (берег) моря. В (лагерь) отдыхают дети разных стран. Почему пришлось изменить окончание в слове? Что благодаря этому достигается?

Осознание учащимися синтаксической функции окончания происходит в процессе усвоения связи слов в предложении и словосочетании.

- выделение из предложений слов, связанных по смыслу и грамматически.

Обязательным при этом является постановка вопроса.

3) Упражнения на образование однокоренных слов с помощью разных морфем. Выяснение, какие морфемы служат для образования новых слов. Наблюдение, как меняется лексическое значение в зависимости от изменения окончания, суффикса… .

Четвертый этап работы над составом слова.

Цель этапа – углубление знаний о словообразовательной роли окончания, суффикса, формообразующей роли окончаний; подготовка учащихся к пониманию особенностей образования существительных, прилагательных, глаголов. В процессе изучения частей речи учитель подводит учащихся к пониманию основ словообразования: слова одной части речи образуются от слов другой части речи с помощью окончания, суффикса.

При изучении словообразования основная трудность для учащихся заключается в том, чтобы правильно определить производящее слово.

Чтобы уменьшить эту трудность, надо установить:

1) от какого слова образовалось данное;

2) при помощи каких морфем.

Поскольку детям в начальной школе трудно определить производящую основу, то производящее слово называет учитель или оно дано в упражнении, ученик должен выбрать необходимую морфему, которая позволит образовать слово с заданным значением. Второй вариант может быть таким, в упражнении указано производящее слово и морфема, которую нужно использовать. Задача ученика – правильно образовать слово, объяснить его лексическое значение. Но обязательным является морфемный анализ слова, распознание, какой частью речи являются производящее и производные слова.

Учитель фиксирует внимание учащихся на том, от какой части образовано слово, при помощи какой морфемы, какое лексическое значение имеет образованное слово, какой частью речи оно является.

Наиболее эффективны такие упражнения:

- Лексико-словообразовательный анализ текста, в котором есть однокоренные слова. Под руководством учителя дети находят однокоренные слова, выясняют, как они образовались, какой частью речи являются, какое лексическое значение имеют.

- Замена развернутого объяснения лексического значения слова подбором родственного слова.

Задание: назвать одним словом; определить, какой частью речи является; разобрать по составу. Например, предмет который дарят на память – подарок.

- Объяснить лексическое значение слова. Например, теплица, черника.

- Составление предложений с однокоренными словами разных частей речи.

- Словообразовательные задания. Например, от глаголов с помощью суффикса образовать существительное. Доказать, какой частью речи является.

 

Умения, по которым учитель судит об усвоении материала:

- умение выделить морфему из слова;

- умение самостоятельно подобрать слово определенного морфемного состава;

- умение объяснить роль в слове морфемы;

- умение правильно употребить в предложении слова с приставками и суффиксами.

Проверить можно с помощью таких заданий и вопросов:

 

I.

1. Какая часть в слове главная? Почему?

2. Для чего служит в слове приставка? (доказать примером)

3. Какая еще часть слова служит для образования новых слов? (доказать)

4. Для чего служит окончание?

II.

Сравнить слово по смыслу и составу. Например, улететь – прилететь.

III.

Сравнить и доказать, родственные слова или нет? Какая часть слова делает их по смыслу разными?

IV.

Разобрать по составу.

V.

Составить рассказ по спорным словам на заданную тему.