Анализ чувствительности инвестиционных проектов

Анализ чувствительности – процесс определения влияния на результаты инвестиционного анализа одной или нескольких ключевых переменных.

Цель анализа чувствительности проекта - определить уровень воздействия отдельных варьирующих факторов на его финансовые показатели.

Данный анализ осуществляется на этапе планирования, когда необходимо принять решение относительно основных параметров проекта. Эти параметры оцениваются с точки зрения риска и их влияния на реализуемость проекта. Анализ чувствительности сам по себе не изменяет факторы риска, о только лишь позволяет оценить последствия неправильной оценки факторов, влияющих на результаты инвестиций.

Анализ чувствительности можно проводить методом имитационного моделирования.

К числу варьирующих факторов относятся:

Объем продаж после ввода в действие инвестиционного объекта;

Цена продукта (услуги);

Темп инфляции;

Необходимый объем капитальных вложений;

Переменные расходы на выпуск продукции (услуги);

Постоянные расходы;

Ставка процента за банковский кредит;

Потребность в оборотном капитале и др.

Анализ чувствительности начинается с характеристики параметров внешней среды:

Прогноз налогообложения;

Учетная ставка Банка России;

Темп инфляции;

Изменения обменного курса национальной валюты и т.д.

Эти параметры не могут быть изменены посредством принятия управленческих решений.

В процессе анализа чувствительности вначале определяется "базовый" вариант, при котором все используемые факторы принимают свои первоначальные значения. Только после этого значение одного из факторов варьируется в определенном интервале при фиксированных значениях основных параметров. При этом оценка чувствительности начинается с наиболее важных факторов, задавая определенные ограничения варьирующим показателям. Эти ограничения соответствуют пессимистическому и оптимистическому сценариям. В заключение оценивается влияние этих изменений на показатель эффективности проекта.

Показатель чувствительности устанавливается как отношение процентного изменения критерия - выбранного показателя эффективности инвестиций (NPV, PI, IRR, PP или другие относительно базисного варианта) к изменению значения фактора на один процент. Таким образом, определяются показатели чувствительности по каждому из варьирующих факторов.

С помощью анализа чувствительности на базе полученных данных можно установить наиболее важные с точки зрения инвестиционного риска факторы, а также разработать наиболее эффективную стратегию реализации проекта.

На практике применяют упрощенный вариант анализа чувствительности – это анализ безубыточности, который позволяет ответить на следующие вопросы:

При каком объёме достигается точка безубыточности?

Как изменится точка безубыточности, при изменении прогнозной цены реализации продукции?

Как изменится точка безубыточности, при изменении суммы первоначальных инвестиций?

Как изменится точка безубыточности, при изменении прогнозных величин постоянных и переменных затрат?

Точка безубыточности – это объём продаж (в натуральных единицах), при котором предприятие не имеет прибыли, но и не имеет убытков.

Определение точки безубыточности проводится в системе директ-костинг, которая предусматривает деление затрат на переменные и постоянные расходы.

Переменные – это затраты, которые зависят от объёма производства (материальные затраты, сдельная оплата труда рабочих и т. д.).

Постоянные – это расходы, которые не зависят от объёма производства (амортизация, процент за кредиты, арендные платежи, заработная плата управляющих и т. д.).

Деление затрат условно и для каждого предприятия субъективно.

Анализ может проводиться как графически, так и аналитически.

Рассмотрим аналитический метод, в соответствии с которым gкр определяется по формуле:

(42)

где: gкр – точка безубыточности или критический объем продаж;

S’пост – постоянные расходы предприятия за анализируемый период;

Р – цена 1 изделия;

S’пер – переменные затраты на 1 изделие.

Система директ-костинг позволяет определить:

сумму постоянных расходов, которые может позволить себе фирма;

максимальную сумму переменных расходов, которые может позволить себе фирма;

минимальную цену, ниже которой нельзя опускаться.