Субъекты административного права, их виды.

Под субъектами административного права понимаются лица и организации, наделенные административной правоспособностью или административной правосубъектностью. Выделяют следующие виды субъектов административного права: граждане Республики Беларусь; иностранные граждане и лица без гражданства; органы государственного управления и их структурные подразделения, государственные предприятия, учреждения и иные государственные организации; негосударственные предприятия и учреждения; государственные служащие и др.

Основными субъектами административного права являются органы государственного управления, которые призваны практически обеспечивать выполнение функций государства, осуществляя свою деятельность в сфере хозяйственной, социально-культурной и административно-политической деятельности.

Органы государственного управления можно классифицировать:

I.В зависимости от территории деятельности органы государственного управления делятся на республиканские и местные. Республиканские органы распространяют свою деятельность на всю территорию государства, а местные действуют в пределах соответствующей административно-территориальной единицы (области, города, района и т.д.).

Согласно Конституции Республики Беларусь, исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 (в ред. от 8.09.2004 г.) «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» в систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, входят: ♦25министерств; ♦6 государственных комитетов; ♦8 комитетов при Совете Министров Республики Беларусь; ♦8 Государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь; ♦объединения юридических лиц, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, осуществляющие управление объектами государственной собственности; ♦государственные учреждения; ♦иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 20.02.1991 г., № 617-XII (в ред. на 1.11.2004 г.) «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций. Исполнительные комитеты первичного (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)), базового (городские (городов областного подчинения), районные), областного уровней входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.

II.В зависимости от объема и характера компетенции органы государственного управления подразделяются на органы:

1) общей компетенции – Правительство, областные, Минский городской, городские, районные исполкомы, местные администрации районов в городах – руководят всеми или большинством отраслей управления на подведомственной им территории;

2) отраслевой компетенции – осуществляют руководство подчиненными им отдельными отраслями, обеспечивают выполнение задач, стоящих перед ними. К ним относятся: министерства сельского хозяйства и продовольствия, внутренних дел, здравоохранения, обороны и др.

3) межотраслевой компетенции – они призваны координировать контролировать и регулировать деятельность отраслевых органов управления по специальным вопросам, имеющим общий характер для всех отраслей управления. Эти органы наделяются надведомственными полномочиями правотворческого, координационного, контрольно-надзорного, лицензионно-разрешительного и методического характера. К ним относятся: министерства экономики, финансов, статистики и анализа, труда и социальной защиты и др.

III.По порядку разрешения подведомственных вопросов органы государственного управления подразделяются на коллегиальные (Совет Министров, исполнительные комитеты) и единоначальные (министерства, управления), которые возглавляются одним лицом, который руководит этим органом и принимает решения по всем вопросам.