Государственная поддержка индивидуального предпринимательства посредством создания бизнес-инкубаторов и свободных экономических зон
Практикой доказано, что в настоящее время в России, как и во все мире, важную роль в развитии собственного бизнеса играют специализация и повышение компетентности кадров в любой сфере хозяйственной деятельности. Для успешного осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности важно не просто определить для себя рынок, и вид будущей деятельности, но и выбрать режим налогообложения. Согласно статье № 346.13 Налогового кодекса РФ, если начинающий индивидуальный предприниматель желает применить упрощенную систему налогообложения, он должен подать об этом заявление в налоговые органы в течении 5 дней с момента регистрации и не имеет права перейти на общий режим налогообложения до конца налогового периода.
Другими словами, до того, как зарегистрироваться в качестве индивидуальногопредпринимателя, гражданин должен разобраться в различных режимах налогообложения, поскольку выбор режима налогообложения может оказать значительное влияние на успех его предпринимательской деятельности.
Однако не все начинающие предприниматели способны самостоятельно провести подобное исследование. На развитие индивидуального предпринимательства оказывают влияние такие негативные факторы, как некомпетентность, нехватка знаний и опыта в области коммерции, финансов, налогообложения, ведения собственного бизнеса.
За рубежом накоплен богатый опыт в области поддержки малого предпринимательства. Фактически следует говорить о процессе создания инкубационных условий для предпринимательства за рубежом, то есть, интерактивном процессе развития, нацеленном на то, чтобы вдохновить людей на организацию своего собственного дела и поддержать начинающие компании в разработке новаторских продуктов. «Инкубирование» означает также создание условий, способствующих и благоприятствующих развитию предпринимательства и начинающих компаний.
Инкубаторы представляют собой предприятия, цель которых заключается в развитии других начинающих компаний.
В постановлении правительства РФ от 22.04.2005 г. № 249 определение бизнес-инкубатора звучит следующим образом: бизнес-инкубатор представляет собой организацию, созданную для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений, оказания консультативных, бухгалтерских и юридических услуг.
Перед бизнес-инкубаторами может быть поставлено множество целей, среди которых самыми важными являются следующие:
1) создание рабочих мест;
2) учреждение новых компаний;
3) модернизация, передача технологии;
4) использование новых научных открытий.
Бизнес-инкубаторы могут создаваться и для решения специфических задач, например, для оказания помощи женщинам или иммигрантам.
В дополнение к вышеизложенному в России правомерно введение предварительной регистрации желающих стать индивидуальными предпринимателями с испытательным сроком один месяц. В течение испытательного срока их следует обязать обращаться в бизнес-инкубаторы, проходить полный курс информационных дисциплин в отношении осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и только после этого регистрировать в качестве индивидуальных предпринимателей.
Это позволит не допустить попадания в сферу малого бизнеса случайных людей, которые вследствие недостаточной информированности, столкнувшись с трудностями, не ведут индивидуальную предпринимательскую деятельность, не платят налогов, но и не снимаются с регистрационного учета в качестве индивидуальных предпринимателей, ухудшая тем самым экономические показатели сферы малого бизнеса. Зарегистрировавшихся и осуществляющих хозяйственную деятельность индивидуальных предпринимателей можно освободить от уплаты налога на доходы физических лиц в части дохода, инвестируемого в развитие производства и социальной сферы. В период начала осуществления деятельности в соответствии с регистрационным свидетельством в течение первого года с момента регистрации, можно разрешить им применять режим освобождения от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд РФ) на первые три года. Во избежание неоднократной перерегистрации и незаконного использования предпринимателями освобождения от уплаты налогов в первые три года осуществления предпринимательской деятельности, необходимо ввести ограничения на возобновление указанной деятельности в течение не менее 3-х лет с момента снятия с учета в качестве индивидуального предпринимателя.
Льготные налоговые режимы для них можно применять также в «особых экономических зонах». Общими чертами особых экономических зон являются: локальность территории и действие на данной территории особого экономико-правового режима, более льготного по сравнению с действующим за пределами этой территории.
Порядок создания и функционирования особых экономических зон установлен федеральным законом от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В данном законе понятие особой экономической зоны установлено, как «определяемая Правительством Российской Федерации часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности».
Резидентами такой территории считаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на ее территории.
Согласно федеральному закону № 116–ФЗ, целью создания таких экономических зон является развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.