Оптимизм потребителя как модель рационального потребительского выбора.

Рациональным потребительским выбором принято называть такой выбор, при котором субъект рынка стремится к максимальному удовлетворению потребностей путем потреб­ления полезных свойств экономических благ и услуг с учетом существующих ограничений в доходе и ценах.

Закон убывающей предельной полезности объясняет отрица­тельную направленность кривой спроса. Действительно, каждый потребитель в соответствии со снижающейся полезностью товара покупает его большее количество только при условии снижения цены. Поэтому кривые предельной полез­ности и спроса похожи друг на друга (рис.11).

Допустим, цена товара умень­шилась. Это увеличит взвешенную предельную полезность товара. Для максимизации полезности потребитель увеличит количество данного товара в потреблении, что является подтверж­дением закона спроса.

 

 
 
Рис.11.Кривые предельной полезности и спроса

 


С помощью кривой спроса можно проиллюстрировать выигрыш потребителя, т.е. его рациональное поведение при данной цене товара и полезности товара. Выигрыш потребителя — это раз­ность между ценой, которую готов заплатить потребитель за данный товар и реальной ценой данного товара (рис.12).

Цена, которую готов заплатить потребитель, определяется пре­дельной полезностью каждой единицы товара.

 
 

 
 


Из рисунка видно, что потребительский излишек или выгода имеет место при приобретении 6 единиц товара. При покупке 7-ой единицы выигрыш потребителя равен нулю[3, c.177]. Если рыночная цена товара увеличится, выигрыш потребителя сократится и наоборот, если цена упадет, выигрыш увеличится.