Государственные информационные ресурсы РФ

Государственные информационные ресурсы – это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

- федеральные ресурсы;

- информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;

- информационные ресурсы субъектов РФ [1].

Государственные информационные ресурсы обеспечивают выполнение задач государственного управления; обеспечения прав и безопасности граждан; поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Ряд федеральных органов управления можно назвать исключительно «информационными», поскольку их главной задачей или, по крайней мере, одной из главных задач является формирование государственных информационных ресурсов. В число этих органов входят: Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат), Государственный комитет РФ, но стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт), Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и др.

Особое место среди универсальных «информационных» ведомств занимает Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), формирующее информационные ресурсы для высших органов власти. ФАПСИ генерирует более 40 баз данных по очень широкому тематическому спектру и на основе самых разнообразных источников, включая данные Госкомстата, СМИ, ведомственных и региональных источников, а также на основе деятельности собственных информационных служб.

Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:

1) информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;

2) информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользователя.

Ресурсы второй группы формируются информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами [2].

К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, могут быть отнесены:

1. Библиотечная сеть Российской Федерации. В этой сети хранится главным образом опубликованная и тиражированная информация, представленная в виде различных отечественных и зарубежных изданий. Эти ресурсы обеспечивают максимальную ретроспективу и охватывают все направления, темы и отрасли знаний. Библиотеки обеспечивают доступность этой информации для массового пользователя.

Библиотечная сеть РФ насчитывает свыше 150 тыс. библиотек и включает:

- публичные библиотеки всех уровней (федерального, регионального и муниципального);

- систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов, входящую в российскую государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ);

- информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН);

- библиотечную систему высших учебных заведений;

- сеть муниципальных библиотек;

- сеть сельскохозяйственных библиотек;

- другие системы и сети.

При построении сетей сочетаются отраслевой и региональный принципы.

На федеральном уровне крупнейшими публичными библиотеками являются:

1. Российская государственная библиотека (РГБ) — 38 млн. единиц хранения;

2. Российская национальная библиотека — 30 млн. единиц хранения;

3. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы.

На региональном уровне имеется 217 центральных библиотек всех 89 субъектов РФ и 49,7 тыс. публичных городских и муниципальных библиотек.

Наряду с обслуживанием индивидуальных пользователей библиотеки также ведут обслуживание организаций.

Сеть научно-технических библиотек трехуровневая, включает 7 тыс. библиотек с фондом 10 млн. единиц хранения (без координационного центра - ГПНТБ).

Библиотеки РАН (Российская академия наук) объединены в четыре системы:

система библиотек Сибирского региона, включающая 67 библиотек с фондом 13,5 млн. единиц хранения;

система библиотек Санкт-Петербургского региона, включающая 41 библиотеку с фондом 16,5 млн. единиц хранения;

отраслевая система библиотек по естественным наукам — 13 млн. единиц хранения;

отраслевая система библиотек институтов РАН гуманитарного и общественного направлений — 13 млн. единиц хранения.

Библиотечная сеть вузов включает 500 библиотек — 300 млн. единиц хранения.

Состояние библиотечной сети в период реформ резко ухудшилось. Практически прекратилось финансирование пополнения фондов со стороны государства.

1. Архивный фонд Российской Федерации. Архивный фонд РФ (АФ РФ) находится в ведении Федеральной архивной службы (Росархив). Объем фондов — 460 млн. единиц хранения. Постоянное хранение архивных документов осуществляют государственные и муниципальные архивы, государственные музеи и библиотеки, учреждения системы РАН. Временное хранение архивного фонда документов осуществляют министерства, ведомства, учреждения, организации и предприятия, отнесенные установленным порядком к источникам комплектования государственных и муниципальных архивов [3].

В архивных фондах хранится управленческая документация (78 %), документы по личному составу (19 %), научно-техническая информация (2 %).

1. Государственная система статистики - представляет собой совокупность, которая позволяет осуществлять официальный статистический учет первичных статистических данных и административных данных, формируемой на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающих формирование информационных технологий и технических средств.

2. Государственная система научно-технической информации. В настоящее время государственная система научно-технической информации представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций — юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя обязательств.

В состав государственной системы научно-технической информации входят федеральные органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки, отраслевые органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки, региональные центры научно-технической информации.

К федеральным органам научно-технической информации и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков данных по различным видам источников научно-технической информации и направлений науки и техники, относятся [5]:

1. Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства науки и технологий РФ (ВНТИЦ) — по ведущимся в стране и законченным открытым научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, защищенным диссертациям на соискание ученых степеней, алгоритмам и программам;

2. Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации (ВИМИ) — по научно-исследовательским, опытно-конструкторским работам и результатам научно-технической деятельности оборонного комплекса;

3. Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс) Министерства науки и технологий РФ — по использованию результатов научно-технической деятельности предприятий и организаций, а также организации обмена этой информацией между регионами;

4. Всероссийский институт научной и технической информации РАН и Министерства науки и технологий РФ;

5. Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства науки и технологий РФ, Библиотека РАН, Библиотека по естественным наукам РАН и Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН — по естественным и техническим наукам;

6. Государственная центральная научная медицинская библиотека Министерства здравоохранения РФ — по медицине и здравоохранению;

7. Всероссийский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ и Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Российской академии сельскохозяйственных наук — по сельскому хозяйству;

8. Институт научной информации по общественным наукам РАН — по общественным наукам;

9. Российский федеральный геологический фонд, Всероссийский научно-исследовательский институт экономики минерального сырья и недропользования и Всероссийская геологическая библиотека Министерства природных ресурсов РАН — по геологии и минерально-сырьевым ресурсам;

10. Федеральный фонд государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации — по нормативным документам, по стандартизации, метрологии и сертификации;

11. Федеральный институт промышленной собственности и Информационно-издательский центр Российского агентства по патентам и товарным знакам — по патентной документации, относящейся к изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания и наименованиям мест происхождения товаров, а также по документации, относящейся к зарегистрированным программам для ЭВМ, базам данных и топологиям интегральных микросхем;

12. Российская книжная палата Государственного комитета РФ по печати — по опубликованным в Российской Федерации произведениям печати и государственной библиографии;

13. Российский государственный архив научно-технической документации Федеральной архивной службы РФ — по документам научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических организаций и предприятий федерального значения, переданным на постоянное хранение;

14. Научно-технический центр «Информрегистр» — по электронным изданиям;

15. Институт промышленного развития («Информэлектро») — по технико-экономической информации и результатам технико-экономических исследований в гражданских отраслях промышленности (обязанности закреплены Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г. № 736);

16. Ряд других всероссийских государственных структур по отраслям промышленности, сельского хозяйства и видам деятельности.

Порядок формирования федеральных информационных фондов указанных организаций устанавливается законодательством РФ.

Таким образом, в ходе анализа государственных информационных ресурсов, было установлено, что существуют структуры, которые имеют информационные ресурсы, удалось выявить универсальные информационные системы и органы научно технической информации.