Антимонопольная политика государства.

Большинство экономистов полагает, что предоставленный самому себе рынок не в состоянии справиться с тенденцией к монополизации и поэтому со стороны государства требуется проведение конкурентной политики. Конкурентная политика – это действия государства, направленные на обеспечение эффективного использования экономических ресурсов и защиту интересов потребителей. Конкурентная политика имеет дело с такими явлениями, как монополизация рынка отдельной фирмой, достижение монопольного положения путем слияния и поглощения, сговор между продавцами и антиконкурентная практика.

Слияние есть объединение двух и более фирм в одну на основе их взаимного добровольного соглашения. Поглощение есть приобретение одной фирмой другой без согласия приобретаемой фирмы. Антиконкурентная практика есть действия, приводящие к существенному ограничению или уничтожению конкуренции на рынке. Наиболее известными примерами антиконкурентной практики являются исключительное дилерство, отказ в поставке и связанные продажи. Исключительное дилерство – практика заключения со сбытовыми предприятиями контрактов, оговаривающих, что эти предприятия будут торговать только продукцией данного производителя в ущерб другим конкурентам последнего. Отказ в поставке – намеренный отказ в поставке продукции заказчикам с целью обеспечения исключительных торговых связей, соглашений о связанных продажах. Связанные продажи – практика ограничения торговли, при которой поставщик требует, чтобы покупатель продукта (связывающее благо) купил еще один или несколько продуктов (связываемые блага) у того же продавца.

Конкурентная политика состоит, главным образом, в контроле над структурой рынка и поведением фирм на рынке, а также, иногда в прямом контроле эффективности функционирования рынка (например, установления предельных цен в случае естественных монополий). Есть два основных подхода к контролю над структурой рынка и поведением на рынке – недискреционный и дискреционный. Недискреционный подход заключается в формулировании приемлемых стандартов рыночной структуры и поведения на рынке и полном запрещении каких бы то ни было нарушений этих стандартов.

Обычно этот подход включает:

а) установление максимально допустимой доли рынка (например, не более 20%) в целях ограничения и недопущения возникновения монополизма. Так, автоматически запрещается любое слияние или поглощение, которое привело бы к увеличению рыночной доли объединенной группы поставщиков сверх допустимого предела;

б) полное запрещение всех форм «групповой монополии» (типа картелей);

в) полное запрещение деятельности, ведущей к ослаблению или уничтожению конкуренции, например, исключительного дилерства, отказа в поставке и т.д.;

Дискреционный подход носит более прагматический характер. Он допускает, что высокий уровень концентрации продавцов и определенные соглашения между фирмами часто могут приводить к повышению экономической эффективности, а не к ее снижению. Сущность этого подхода заключается в том, что каждый случай необходимо оценить с точки зрения его конкретных достоинств и недостатков, а не осуждать автоматически. Таким образом, соглашения, ограничивающие торговлю и им подобные, расцениваются в зависимости от их возможных потерь и выгод. Если потери от данных видов деятельности больше, чем выгоды, тогда и только тогда они запрещаются.

Правовой основой конкурентной политики в России служит антитрестовское, или антимонопольное законодательство. Оно призвано не допустить развертывания разрушительной для эффективности экономики ограничительной деловой практики. Под последней понимаются действия, направленные на ограничение конкуренции на рынке. Федеральный закон «О защите конкуренции» имеет своей целью обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободную экономическую деятельность, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Ведется государственный контроль (Федеральная антимонопольная служба (ФАС)) за созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением акций в уставном капитале коммерческих организаций. В случае, когда коммерческие организации и некоммерческие организации, занимающие доминирующее положение, совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций.

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на «трех китах», т. е. трех основных законодательных актах:

1. Закон Шермана (1890 г.). Этим законом запрещается тайная монополизация торговли, единоличный контроль в той или иной отрасли, сговор о ценах.

2 Закон Клейтона (1914 г.) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др.

3. Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г.) - запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др.