Роли СМИ в формировании общественного мнения
Исследователи в большинстве случаев фиксируют свое внимание на функционировании общественного мнения, как уже сложившегося явления. Однако, очень важно представить себе весь процесс формирования общественного мнения , последить пути и способы, а также скорость его формирования.
Общественное мнение проходит ряд стадий на пути своего формирования.
1. Формирование
2. Выражение
3. Функционирование
4. Реализация или угасание.
Под давлением общественного мнения индивид в той или иной степени изменяет свои оценки, свое личное мнение, если оно расходится с общественным. Именно поэтому, широкая публикация результатов опросов общественного мнения является мощным средством воздействия на индивидуальное мнение.
Но и само общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности из-за распространения идеологиии и пропаганды, чем могут заниматься и СМИ
Средства массовой информации – основной двигатель в формировании общественного мнения, более того в управлении и даже манипулировании общественным мнением.
Эмпирические исследования показывают, сто СМИ дают большое количество сведений, опираясь на которые люди могут формировать свои суждения, особенно характерно это для сферы знаний и представлений о зарубежных странах.
Фактически только СМИ под силу с максимально возможной оперативностью поставить в центр внимания различных социальных групп проблему, вызывающую общественный интерес.
Есть 3 пути влияния на мнение людей:
1. Власть держится на авторитете. Один источник власти – законы, другой – влияние или просьбы авторитетных, значимых людей, лидеров.
2. Покровительство, «вот какой я хороший» используют политики, когда проводят благотворительные акции, создают фонды, посещают больницы, дают деньги на что-то.
3. Убеждение. Здесь решающим фактором будет информация (или ее нехватка), а также способ, которым она подается (или сокрыта). Очень важным является вопрос что, кому и как говорить, то есть правильный выбор средства доведения информации до людей. Для убеждения можно использовать как рациональные, так и иррациональные методы. Для детализации информации лучше всего использовать печать.
Задача прессы в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности.
В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие – внушение.
СМИ тем больше влияют на значимость информации, чем больше они отводят времени на нее, чем чаще повторяют.
При формировании общественного мнения СМИ используют разные методы.
§ Наклеивание ярлыка (позитивного или негативного)
§ Звучные, но туманные выражения ( «энтузиазм масс», «толпа приветствующих»)
§ Свидетельство, когда известные люди говорят, что…
§ Подтасовка, односторонняя подача данных
§ Умалчивание или намеки
§ Простота (все просто, думать не о чем)
§ Эмоциональные стереотипы (использование образов всех видов: добрый человек, хорошая хозяйка)
§ Дискредитация – уничтожение с помощью риторики или оболгание мотивов.
Задача СМИ – формировать установки и образцы поведения в определенном направлении. Существуют устные и письменные средства убеждения. Через речь оказывается личностное, эмоциональное воздействие на людей. Слово несет одновременно и информационное воздействие. Малая информативность, но частая повторяемость простых и привлекательных истин связана с пропагандой, которая внушает то, что нужно агитатору.
Вопросы:
1. ПР как способ воздействия и формирования общественного мнения.
2. Социальная природа сознания.
3. Индивидуальное, групповое, специализированное сознание.
4. Сущность общественного мнения.
5. Средства массовой коммуникации как носители информации, предназначенной для массового сознания
Темы рефератов.
- Зависимость функционирования массовых коммуникаций от различных политический режимов.
- Массовое сознание как уровень сознания общества.
3. Теоретические аспекты исследования массового сознания.