Роли СМИ в формировании общественного мнения

 

Исследователи в большинстве случаев фиксируют свое внимание на функционировании общественного мнения, как уже сложившегося явления. Однако, очень важно представить себе весь процесс формирования общественного мнения , последить пути и способы, а также скорость его формирования.

Общественное мнение проходит ряд стадий на пути своего формирования.

1. Формирование

2. Выражение

3. Функционирование

4. Реализация или угасание.

Под давлением общественного мнения индивид в той или иной степени изменяет свои оценки, свое личное мнение, если оно расходится с общественным. Именно поэтому, широкая публикация результатов опросов общественного мнения является мощным средством воздействия на индивидуальное мнение.

 

Но и само общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности из-за распространения идеологиии и пропаганды, чем могут заниматься и СМИ

Средства массовой информации – основной двигатель в формировании общественного мнения, более того в управлении и даже манипулировании общественным мнением.

Эмпирические исследования показывают, сто СМИ дают большое количество сведений, опираясь на которые люди могут формировать свои суждения, особенно характерно это для сферы знаний и представлений о зарубежных странах.

Фактически только СМИ под силу с максимально возможной оперативностью поставить в центр внимания различных социальных групп проблему, вызывающую общественный интерес.

Есть 3 пути влияния на мнение людей:

1. Власть держится на авторитете. Один источник власти – законы, другой – влияние или просьбы авторитетных, значимых людей, лидеров.

2. Покровительство, «вот какой я хороший» используют политики, когда проводят благотворительные акции, создают фонды, посещают больницы, дают деньги на что-то.

3. Убеждение. Здесь решающим фактором будет информация (или ее нехватка), а также способ, которым она подается (или сокрыта). Очень важным является вопрос что, кому и как говорить, то есть правильный выбор средства доведения информации до людей. Для убеждения можно использовать как рациональные, так и иррациональные методы. Для детализации информации лучше всего использовать печать.

Задача прессы в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности.

В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие – внушение.

СМИ тем больше влияют на значимость информации, чем больше они отводят времени на нее, чем чаще повторяют.

 

При формировании общественного мнения СМИ используют разные методы.

§ Наклеивание ярлыка (позитивного или негативного)

§ Звучные, но туманные выражения ( «энтузиазм масс», «толпа приветствующих»)

§ Свидетельство, когда известные люди говорят, что…

§ Подтасовка, односторонняя подача данных

§ Умалчивание или намеки

§ Простота (все просто, думать не о чем)

§ Эмоциональные стереотипы (использование образов всех видов: добрый человек, хорошая хозяйка)

§ Дискредитация – уничтожение с помощью риторики или оболгание мотивов.

Задача СМИ – формировать установки и образцы поведения в определенном направлении. Существуют устные и письменные средства убеждения. Через речь оказывается личностное, эмоциональное воздействие на людей. Слово несет одновременно и информационное воздействие. Малая информативность, но частая повторяемость простых и привлекательных истин связана с пропагандой, которая внушает то, что нужно агитатору.

 

Вопросы:

1. ПР как способ воздействия и формирования общественного мнения.

2. Социальная природа сознания.

3. Индивидуальное, групповое, специализированное сознание.

4. Сущность общественного мнения.

5. Средства массовой коммуникации как носители информации, предназначенной для массового сознания

 

Темы рефератов.

  1. Зависимость функционирования массовых коммуникаций от различных политический режимов.
  2. Массовое сознание как уровень сознания общества.

3. Теоретические аспекты исследования массового сознания.