Звичаї та нрави народів Середньої Азії.

Мидийскую одежду низшие придворные чиновники в Персии могли носить только в случае, если им ее жаловал царь в награду. Т.е. одежда становилась одной из высших наград. Лица, состоящие в обслуге царя, имели право носить одежду мидийского покроя, но только не пурпурного цвета. Башмаки носили на толстой подошве для увеличения роста, для этого же носили и высокие шапки. Но это было привилегией только особ царской крови. Также отличительным признаком царской одежды было ее украшение изображениями сокола и ястреба – птиц, посвященных богу добра Ормузд (Ахура-мазда).В исключительных случаях царь мог наградить этой привилегией украшения одежды птицами.

Церемониальное одеяние персидских царей, элементы которого они собрали от всех покоренных народов, было настолько пышным и красивым, что на него сменил свою простую одежду даже А.Македонский.

Но, не смотря на пристрастие к предметам роскоши, ремесло торговца считалось у персов позором. В Персии не было каких-либо именно персидских мест для купли и продажи. Торговлю, как и возведение связанных с ней построек, персы предоставляли покоренным ими сирийцам.

Персы переняли от ассирийцев обычай завивать бороды, а также ассиро-мидийский обычай чернить брови и румяниться. Возможно, у самих ассирийцев обычай завивать и заплетать бороду в несколько ярусов произошел под некоторым влиянием религиозного облачения. В частности, так как бык был одним из самых почитаемых образов божества в Ассирии, то жрецы, а потом и знать иногда носили маски, символизирующее это животное, которое изображалось с бородой. Впрочем, может быть и наоборот. Забота персов о красоте бороды доходила до того, что постепенно у них вошло в обычай надевать на бороды футляры или чехлы. При чем, чем выше был сан, тем длиннее бороду мог носить человек. Например, у воинов и низших чинов бороды были подстрижены.

При Персидском дворе полагалось появляться при оружии, но из почтения к царю полагалось закрывать руки рукавами одежды. С царем можно было разговаривать только прикрыв рот рукой, чтоб дыхание говорящего не могло коснуться царя, поэтому все приближенные постоянно носили на голове капюшон, закрывавший им рот. По-видимому, этот обычай был создан из соображений охраны здоровья царя, чтоб его не могли заразить возможной инфекцией. По уставу, которым определялся весь уклад жизни персидских царей, они могли употреблять в пищу только самые редкие и изысканные продукты. Доходило до того, что воду, взятую из одного предписанного источника, возили за царем повсюду.

Эти обычаи указывают на одну из отличительных характеристик восточного общества – чрезвычайное почитание царя.

Дальше – о положении женщин. Именно степень гендерной стратификации определяет степень социального развития общества.

То общественное положение женщин в Ассирии, а потом и в Персии было очень низким, когда женщина изначально была поставлена в подчиненное положение, что сбереглось в мусульманских странах и в наше время. На асирийских и персидских изображениях женщины встречаются крайне редко. В Персии женщинам не только не позволялось показываться публично, но и считалось непозволительным изображать женские фигуры на барельефе. Это можно пояснить двояко. С одной стороны, можно предположить, что женщину считали личной вещью и оберегали как личное имущество. С другой стороны, можно предположить, что женщин считали слишком ценными для каждой конкретной семьи и продолжения рода, чтобы на нее мог смотреть кто-то другой.

Но, наличие гаремов и наложниц, характерное для всех древневосточных государств, так же как и обычай левирата, когда женщина была обязана, и узаконенный в Персии брак-инцест с матерью, сестрой или дочерью, в отличии от Египта где не разрешались браки между детьми и родителями, говорит все же в пользу объединения этих двух взглядов на женщину как на мать и как на личное имущество, которое необходимо так же беречь, как и любое другое личное имущество, поскольку количество жен и наложниц указывало на степень богатства мужчины.

Иметь много детей у персов считалось общественной заслугой. Это поощрялось властью. Цари одаривали ежегодно семьи тех подданных, у которых было большое количество детей. Это объяснялось необходимостью значительного пополнения человеческих ресурсов государства, которые уменьшались главным образом из-за войн.

Персидская книга законов предписывала персам брак как священную обязанность, а семейный союз находился под защитой религии. Законы давали преимущество женатому перед холостым, имеющему детей над бездетным, предоставляя главе семейства власть над остальными членами семьи, что, в общем, было характерно практически для всех древневосточных государств. Более того, если мужчина предавался разврату с посторонними женщинами, то его считали одержимым.

Законы также заботились о том, чтоб дети рождались здоровыми. В частности персидские законы разрешали девушкам вступать в брак после 15 лет.

Обряд погребения у народов Средней Азии имел свои особенности. Поскольку считалось, что огонь, земля и вода являлись частицами Ахурамазды, а тела умерших считали нечистыми, то их не сжигали и не предавали земле, а оставляли на съедение животным. Законы под страхом наказания запрещали одевать мертвого. Либо же оставляли на сьедение часть тела, а остальную часть покрывали воском и зарывали. Этот обычай существовал у мидян, персов, бактриан и гирканийцев.

Хотя для царских особ династии Ахеменидов в Персии высекались в горах близ Персеполя (г.Рехмет) гробницы, либо строились здания (для Кира 2), но отдельно стоящие здания строились лишь для царей-мятежников. Например, Кир Младший погиб в проигранном сражении против своего брата Артаксеркса 2.

А вообще, многие исследователи допускают мысль, что священные книги законов персов были развитием культурных воззрений покоренных персами народов Маргианы, Бактрии и Согдианы, потому как по крайней мере до Кира персы были довольно отсталыми в культурном плане, сосредотачивая все ресурсы и силы на военные цели.

Корова и собака считались священными животными. Их уничтожение приравнивалось к оскорблению святыни. В древнейшей части священного сборника древних персов Зенд-Авесты, часто встречаются древние мифологические образы «душа коровы» и «творец коровы». В другой части целая глава посвящена собаке, а Геродот рассказывает легенду о том, как пастух воспитал и собака вскормила младенца Кира, ставшего впоследствии основателем могущественной Персидской державы.

Земле­дельческий труд считался праведным делом. Хлебный злак считался священным растением, которое обладает могучей силой в борьбе со злыми духами. По мнению древних персов, человек, сеявший хлеб, сеял добро и содействовал распростра­нению культа бога Ахурамазды.