Анализ положения дел в отрасли
В главе о стратегическом планировании были предложены основные способы изучения операционной (рабочей) среды фирмы. Ответы на предложенные вопросы (см. таблицу 7 "Факторы, определяющие привлекательность рынка и стратегическое положение бизнеса") помогут фирме лучше описать свою внешнюю среду и определить степень ее привлекательности.
Описывая отрасль, важно показать абсолютные размеры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, основные сегменты рынка (группы потребителей). Нужно определить, насколько чувствителен рынок к различным внутренним и внешним факторам, подвержен ли он циклическим и сезонным колебаниям и т.д. Необходимо описать своих конкурентов, долю рынка, которую они захватили, сегменты, на которые ориентируются, учесть другие отраслевые факторы.
Важно сделать вывод об общей привлекательности рынка. Если она удовлетворительна, нужно определить свою потенциальную долю, дать прогноз продаж своей продукции (о способах прогнозирования продаж читайте в главах "Финансовое планирование в экономической организации" и "Прогнозирование деловой среды"). Он должен быть выражен как в денежных показателях, так и в физических единицах.
* Характерным для российских фирм является избыток оптимизма относительно возможностей рынка сбыта, а следовательно, прогноза продаж. Все тот же руководитель ВВБ В. Солдатов в упоминавшейся статье "Всеобщий бич - низкая кредитная культура", опубликованной в "Финансовых известиях", жалуется:
"Настоящий ступор овладевает нашими собеседниками, когда мы просим оценить рынок сбыта. О какой бы продукции ни шла речь, ответ всегда стандартный: "Рынок сбыта, не ограничен ".
Печему-то у всех глубоко укоренилась убежденность, что достоинства предлагаемого товара (любого!) столь очевидны, что он пойдет нарасхват, стоит только вывезти за ворота предприятия, не только в стране, но и за границей. А производителю останется лишь приятная забота подсчитывать прибыль ".
Автор этой статьи Л. Макаревич справедливо полагает, что подобная уверенность на грани самонадеянности - печальный рудимент нашего недавнего прошлого, когда практически все было в острейшем дефиците. С тех пор многое изменилось, и возможности сбыта значительно ухудшились. В последнее время правоту Л. Макаревича подтверждают итоги исследований как потребительского, так и ресурсного рынков России: российская экономика вступила в полосу классического кризиса перепроизводства, характерного существенным сужением спроса, а значит, сужением размеров отраслевых рынков.
Есть, видимо, еще одна причина превосходных оценок рынка российскими предпринимателями: это их лукавство, стремление приукрасить положение вещей, возможные перспективы бизнеса. Однако, как уже было замечено, это вредный, чреватый потерей доверия шаг. *