Определение критических точек организационной среды

 

Ознакомившись с общим строением организационной среды, фирма должна выделить из совокупности ее элементов те, которые являются для нее наиболее важными. Другими словами, уже на на­чальном этапе фирма должна определить пределы анализа среды.

На установление таких пределов влияют три основных фак­тора:

1. число и характер критических точек, то есть наиболее зна­чимых элементов среды, изменяются от организации к ор­ганизации;

2. анализ среды ограничен временными рамками: в коротком периоде фирма во многих случаях может сосредоточиться только на тех элементах, которые критически воздейству­ют на ее текущее функционирование, то есть на элементах рабочей среды, в длительном периоде у фирмы появляется возможность исследовать общий характер внешней среды;

3. плодотворный анализ возможен только в том случае, если фирма сумела определить специфику элемента, его уни­кальный характер.

Как показывает первый фактор, у каждой организации есть свой комплекс критических точек. Он зависит от размеров организации, характера ее деятельности, выбранных ею целей, географи­ческих, исторических и прочих особенностей.

Размеры организации неоднозначно влияют на установление круга значимых факторов внешней среды.

С одной стороны, крупная организация имеет возможность большего контроля над окружающей средой, чем небольшая. Влия­ние крупной фирмы на окружающую среду может, в определенной остепени, нейтрализовать воздействие внешнего мира на ее деятель­ность. Поэтому целый ряд элементов внешней среды представляют­ся крупной организации менее значимыми, чем мелкой (например, у нее, как правило, стабильные, хорошо налаженные контакты с роставщиками, она менее уязвима перед конкурентами, имеет серь­езные финансовые преимущества в плане освоения новых техноло­гий и т.д.).

С другой стороны, крупные фирмы, во-первых, менее подвиж­ны и гибки, чем небольшие, а потому должны хорошо ориентиро­ваться в окружающей среде, для того чтобы суметь заранее приспо­собиться к будущим изменениям. Крупные фирмы несут большую социальную ответственность перед внутренними участниками, по­требителями, обществом в целом; во-вторых, крупные фирмы мо­гут расширить анализ внешней среды по сравнению с мелкими в связи с наличием у них серьезного экономического потенциала. Крупной фирме уже в текущем, коротком периоде становится воз­можно провести анализ не только рабочей, но и общей среды.

Этот фактор отражен в таблице 2.

Таблица 2