Возникновение и развитие экономических связей между странами. Интернационализация, транснационализация и глобализация хозяйственной жизни

Коренная причина возникновения и развития международных экономических отношений – это различия в наделённости стран факторами производства. С одной стороны, это ведёт к международному разделению труда, с другой стороны, разная наделённость стран факторами производства ведёт к перемещению самих этих факторов между странами.

Вследствие разной обеспеченности факторами производства хозяйствующие субъекты специализируются на производстве ограниченного набора продукции, которую затем обменивают на другие товары для удовлетворения своих потребностей. Вначале это разделение труда зарождается в рамках страны, затем охватывает соседние страны и, наконец, весь мир.

Международное разделение труда представляет собой специализацию отдельных стран на производстве товаров и услуг, которыми эти страны обмениваются между собой.

Так, и сто лет тому назад, и сейчас Россия поставляла на мировой рынок продукцию, производство которой обеспечивалось обилием природных ресурсов (раньше, например, зерно, лён, лесоматериалы, сейчас – прежде всего энергоносители). Однако в настоящее время в российском экспорте значительное место занимают товары, производство которых требует обилия не только природных, но и других ресурсов (напр., металлы и удобрения), или же вообще мало зависят от обилия или скудости в стране природных ресурсов (вооружение).

Факторы углубления МРТ (неравномерность НТП, разная насыщенность национальных рынков и разная структура потребления, потребность выравнивания уровней жизни и социально-экономического развития разных стран, потребность в обмене опытом хозяйствования) предопределили два направления его развития, в соответствии с чем различают производственное и. региональное международное разделение труда. В результате первого направления возникает производственная специализация, которая может быть предметной, технологической, подетальной, поузловой. Второе направление специализирует отдельные страны или их группы на производстве продукции, традиционной для данного региона (для скандинавских стран – ловля рыбы, для африканских – производство тропических фруктов). Оборотной стороной международного разделения труда является международная кооперация.

Развитие МРТ и кооперации идёт параллельно с развитием экономики отдельной страны. Как правило, углубление специализации ведёт к росту производительности труда, снижению издержек, повышению эффективности производства. Кооперирование определило три основные формы международного сотрудничества: научно-производственное, торгово-экономическое и послепродажное обслуживание техники

Термин “интернационализация хозяйственной жизни” означает усиление участия страны в мировом хозяйстве. Достигнутый уровень интернационализации измеряется целым рядом показателей.

Экспортная квота, т.е. отношение экспорта к ВВП страны. Чем больше этот показатель, тем больше участие страны в международном разделении труда. По данным Всемирного банка, во второй половине 90-х годов внешнеэкономическая квота составила для США – 24%, Франции – 45, Южной Кореи –67, Канады – 76, Бельгии – 137%, т.е. размер этой квоты коррелировался с размерами внутреннего рынка страны. У РОССИИ она составляет около 15-16%.

Доля импорта в розничном товарообороте в России находится на уровне 40%. Соотношение доли страны в экспорте с её долей в мировом ВВП по паритету покупательной способности, чтобы определить. Насколько активно страна участвует в международной торговле. У России этот показатель составляет 0,7 (2% : 3%), у США – также 0,7% (14% : 21%), у Японии – 0,9 (8% : 9%). Важны и абсолютные показатели интернационализации, например, стоимостной объём экспорта товаров и услуг на душу населения. У России он составляет около 700 долл., у США – свыше 3200, у Китая – примерно 150.

При анализе уровня участия страны в мировом хозяйстве необходимо обращаться не только к международной торговле, но и к международному движению факторов производства. Так, показателями участия страны в международном движении капитала являются объём накопленных зарубежных капиталовложений страны по отношению к её ВВП, доля иностранного капитала в ежегодных инвестициях страны, объём государственного внешнего долга страны по отношению к её ВВП и объём платежей по обслуживанию этого долга по отношению к поступлениям от экспорта товаров и услуг.

Показателями участия страны в международном движении других факторов производства могут быть доля иностранной рабочей силы в общей численности занятых или численность занятой за рубежом отечественной рабочей силы, доля иностранных патентов и лицензий в общем количестве зарегистрированных в стране патентов и лицензий, размеры экспорта и импорта технологий и управленческих услуг.

Интернационализация производства происходит в двух основных формах:

• интеграционной, когда рынки и производства различных стран объединяются в зону свободной торговли и предпринимательства;

• транснациональной, когда переплетение экономик разных стран происходит благодаря тому, что корпорации строят и приобретают предприятия в других странах, учреждают в них свои предприятия или их филиалы.

Уровень транснационализации национальных экономик растёт в послевоенные годы во многом в результате деятельности транснациональных корпораций (многонациональных корпораций, международных монополий – ТНК). К ним относят хозяйственные структуры, которые включают родительские компании и их зарубежные филиалы. Это – крупнейшие компании, действующие в международном масштабе и контролирующие существенную долю мирового производства и торговли. На их долю приходится более 1/3 промышленного производства в мире, более половины мировой торговли, более 80% патентов на новую технику и технологию. Они, как правило, однонациональны по составу акционерного капитала, но располагают широкой сетью дочерних компаний за рубежом. Примерами могут быть “ЛУКойл”, “Газпром”, “АвтоВАЗ”, “Ингосстрах” и другие российские ТНК.

Процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний называется глобализацией. В сущности, это более высокая стадия интернационализации, её дальнейшее развитие.

Целью современных корпораций является не столько максимизация прибыли, сколько максимизации рынка. В противном случае конкуренты из других регионов могут вытеснить их не только с зарубежных, но и с национальных рынков, как это произошло в 90-ые годы со многими российскими компаниями, особенно по производству потребительских товаров. Глобализация делает международную конкуренцию обычным явлением и на внутреннем рынке.