Социально-экономические и духовные предпосылки возникновения философии.

Предпосылки возникновения философии связаны с кризисом в обществе. До философии функцию выхода из кризиса выполняла мифология, но со временем мифология утратила эту функцию. Причины этого:

- экономическое развитие Греции, эко­номический подъем в IX—VII веках до н. э

- отделение городов от деревень

- развитие производительных сил

- развитие торговли и судоходства

- путешествия

- накопление новых знаний

- разделение труда на умственный и физический

- появление частной собственности

- стратификация общества

- возникновение и расширение греческих колоний

- увеличение богатства и его перераспределение

- рост народонаселения и прилив его в города

Исходя из данных причин, в обществе появилась необходимость создания права, законодательства для защиты частной собственности.

Рост знаний об обычаях других народов приводит к кризису мифологическое мировоззрение и людям требуется рациональное объяснение действительности.

Греция становится центром ремесленной индустрии и торговли. Осуществляется переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому. В это время труд разделяется на умственный и физический, появляются классы. Господствующий класс получает больше свободного времени и занимается умственным трудом. Эта умственная деятельность направлена на попытки объяснить сущность мира, человека, месте человека в мире и т.д. Отсюда и возникает философия.

Расширялся географический горизонт греков, и тем самым Гомеровское представление о мире обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.

Разрушение сложившихся форм связи между людьми потребовало от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье до известной степени ставилась под вопрос. Функции отца и учителя, таким образом, разделились, и на протяжении нескольких веков — с VII по IV век до н. э. — наблюдается жестокая схватка между родом и духом, началами, которые прежде выступали как нечто единое.