Объективные принципы аппаратного управления
В своей повседневной деятельности гражданские служащие руководствуются не только объективными законами, о которых шла речь, но и объективными принципами управления аппаратной деятельностью, такими как:
- принцип оптимизации государственного управления, который заключается в совершенствовании управляемой и управляющей подсистем;
- принцип разумной управляемости, согласно которому обычная норма управляемости колеблется от трех до семи непосредственно подчиненных руководителю исполнителей;
- принцип делегирования полномочий, когда руководитель или вышестоящий орган передает часть своих функций подчиненным без активного вмешательства в их действия;
- принцип соответствия, который имеет две стороны: с одной – работник должен соответствовать должности, а с другой – получаемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя;
- принцип автоматического замещения отсутствующего, при котором отсутствующий работник должен замещаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций;
- принцип первого руководителя, заключающийся в том, что контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем, так как только он имеет право и возможность решать или поручать решение любого вопроса;
- принцип единоначалия, при котором подчиненные должны получать приказания только от одного начальника;
- принцип эффективности организационной структуры, состоящий в том, что она эффективна только тогда, когда способствует достижению поставленных целей при минимальных затратах труда и ресурсов;
- принцип единства доверия и проверки, сформулированный в поговорке: «Доверяй, но поверяй!»;
- принцип допустимости ошибки, который предусматривает правило: «исполнитель имеет право на ошибку!», что обязывает предусматривать подстраховку и перестраховку;
- принцип основного звена предполагает, что не следует размениваться на мелочи, всегда надо ориентироваться на главное и основное в своей работе.
Таким образом, на смену обычным стихийным регуляторам социальных взаимодействий приходит стабильный регулятор в виде государственных нормативов, которые направляют события в нужное для людей русло. Основные социальные процессы в современном обществе регулируются главным образом государством и его государственной службой.
На основе познания и использования законов управления формируются принципы управленческой деятельности как руководящие идеи, исходные положения, позволяющие формировать систему управления и подбирать совокупность методов, необходимых для достижения поставленных целей.
Результатом обобщения объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков являются принципы социального управления, которые становятся общим началом деятельности. Принципы социального управления – правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе.
Принципы управления определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития законы и закономерности социального управления принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают – им следуют.
К основным принципам социального управления относят принципы:
• единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;
• единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;
• сочетания отраслевого и территориального управления;
• приоритетности в достижении стратегических целей;
• научности социального управления;
• прогнозирования социального управления;
• мотивации (стимулирования) труда;
• ответственности за результаты социального управления;
• рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;
• экономичности и эффективности управления;
• системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);
• иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);
• необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);
• обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);
• сочетания единоначалия и коллегиальности;
• ситуационного управления по прогнозированию возмущений;
• программно-целевого обеспечения;
• делегирования полномочий;
• гуманизма и нравственности в управлении;
• гласности в принятии решения.
Принципы управления позволяют формировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности; однако каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.
Таким образом, принципы социального управления должны:
• основываться на законах развития общества, на законах управления;
• соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;
• учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;
• в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.
Системы принципов управления изменяются в процессе развития социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают общие требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.
Контрольные вопросы
1. Что такое объективный социальный закон? Каковы особенности объективных законов административного управления?
2. Каково содержание закона (принципа) Питера?
3. Каковы неэтичные формы карьеры?
4. В чем смысл первого закона Паркинсона?
5. Каково содержание третьего закона Паркинсона?
Рекомендуемая литература
Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба : учебник. – М., 2009.
Кнорринг, В. И. Искусство управления : учебник. – М., 1997.
Основы теории управления : учебное пособие / под ред. В. Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – М, 2003.
Паркинсон, С. Н. Законы Паркинсона. – Минск, 1997.
Питер, Л. Д. Принцип Питера // Закон Мерфи. — Минск, 1997.
Саймон, Г. А. Менеджмент в организациях / Г. А. Саймон, Д. У. Смитбург, В.А. Томпсон. – М., 1995.
Смирнов, Э. А. Основы теории организации : учеб. пособие. – М., 1998.