Общая характеристика

Правовые основы международно-правовой защиты прав и свобод человека, следовательно, юридические средства их защиты регулируются не только внутригосударственным, но и международным правом.

Правовой основой являются Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,

Международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах 1996 г., а также другие международные договоры и конвенции. 4 ноября 1950 года принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, эта конвенция является основой, на которой базируется вся европейская правозащитная система. Юридическим основанием для реализации права российского гражданина на международную защиту является ч.3 ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе в соответствии с международным договором РФ обращаться в межгосударственные органы о защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

В настоящее время сложились и функционируют многие международные судебные учреждения, осуществляющие международное правосудие. Наиболее значимыми из них являются:

1. Международный суд ООН с 1946 г., расположенный в Гааге. Главный судебный орган -15 судей. Этот суд выполняет две основные функции:

- Разрешает правовые споры между государствами, путем принятия решения;

- Дает консультативные заключения по просьбе международных организации, входящих в систему ООН о ситуации, связанной с правами человека в том или ином регионе или государстве.

Международный суд рассматривает юридические споры, лишь в том случае если обе спорящие стороны признали его юрисдикцию. Однако субъектами спора в этом суде могут быть только государства, поэтому жалобы физических лиц не рассматриваются.

2. Международные военные трибуналы.

Современное международное уголовное право предоставляет возможность создания международных военных трибуналов. Они образуются и функционируют на основании международных договоров или по решению Совета безопасности ООН. Действия суда осуществляются над лицами, совершившими преступление против человечества. Истории известно создание нескольких военных трибуналов: первый трибунал учрежден для суда над преступниками фашисткой германии, второй военный трибунал предназначался для рассмотрения дел японских преступников- токийский, третий в 1993 году был создан Советом безопасности ООН –Международный трибунал для привлечения лиц, отвественных за нарушения прав человека на территории бывшей Югославии.

В ноастоящее время в Гааге идет процесс над соратниками бывшей Президента Югославии Милошевича.

Действует военный трибунал по делу об убийстве бывшего Премьер министра Левана.

3. Международный уголовный суд.

Поскольку военные трибунал учреждаются применительно к конкретным событиям и работают временно международное сообщество приступило к созданию постоянно действующего судебного органа - Международного уголовного суда.

Он будет судить лиц, виновных в международных преступлениях.

В июле 1998 года был принят статут Международного уголовного суда. Этот документ значительно расширил категорию международных преступлений, включив в этот перечень такие преступления как геноцид, военные преступления и агрессию. Однако статут уголовного суда не вступил в законную силу, поскольку его ратифицировали не все постоянное действующие члены совета безопасности ООН и в частности США, Китай и Россия.

4. Европейский суд по правам человека.

Организация и процедура деятельности:

Европейский суд создан в 1959 году в Страсбурге, Франция.

Страсбург был географическим центром Европы на время организации Совета Европы и этого суда. Суд состоит из количества судей равного числу членов Совета Европы. Такое количество судей вовсе не означает, что от каждого государства избирается один судья, хотя на практике такое квотирование соблюдается.

В настоящее время членами Совета Европы являются 47 государств, они ратифицировали Европейскую конвенцию и признали юрисдикцию Европейского суда. Следовательно, этот суд состоит из 47 судей. Россия вступила в Совет Европы 5 мая 1998 года.

Судьи избираются на девятилетний срок полномочий Парламентской Ассамблеей Совета Европы.

Европейский суд осуществляет свою деятельность, образуя комитеты- 3 судей; палаты-7 судей; большую палату- 17 судей.

К компетенции Большой палаты относится: осуществление функции апелляционной инстанции, если стороны обжалуют решение суда; рассмотрение по существу жалобы, при разрешении которых могут быть затронуты предыдущие прецеденты суда; межгосударственные жалобы.