Синхронные цифровые иерархии
Для устранения указанного недостатка была предложена система, состоящая из отдельных транспортных модулей, которая подробно рассмотрена в [76]. Основной особенностью этой системы является регулярная иерархия. При передаче информация размещается в виде блоков данных определенной структуры (информационных единиц). При этом единицы верхнего уровня строятся из единиц нижнего уровня. Они упаковываются таким образом, чтобы информацию можно было легко ввести и вывести. Эту структуру представляют как виртуальный контейнер, который имеет стандартные размеры и сопровождающий заголовок. В заголовок вносятся данные о полезной нагрузке, а также данные по управлению и маршрутизации полезной нагрузки. Это сведения о контейнерах нижнего уровня, которые, в свою очередь, также имеют заголовок и строятся по принципу предыдущего уровня. Такой принцип построения называется принципом последовательных вложений — инкапсуляции.
В основу построения системы синхронной цифровой иерархии (СЦИ, английская аббревиатура SDH — Synchronous Digital Hierarchy) положены базовые сигнальные единицы, на которых строятся системы Американской и Европейской иерархий: 1,5; 2; 6; 8; 34; 45; 140 Мбит/с. Эти единицы получили название трибов [76]. Например, триб Е1 = 2 Мбит/с содержит кадр из 32 каналов, рассмотренный в предыдущих разделах.
В соответствии с уровнями иерархии имеются 4 уровня контейнеров. Каждый контейнер содержит ярлык, содержащий управляющую информацию. Виртуальные контейнеры объединяются в группы верхнего уровня, где сопровождаются указателем, который отмечает начало контейнера. Это дает возможность уменьшить влияние случайных временных сдвигов, которые могут смещать начало и приводить к искажениям.
Если емкость контейнера мала для передаваемой информации, система позволяет соединить контейнеры, т.е. предоставляет возможность сцепления (конкатенации). Составной контейнер отличается от основного индексом и рассматривается как другой контейнер большей емкости.
Для передачи управляющей информации отводится отдельное поле заголовков величиной 81 байт. Структура синхронного транспортного модуля (СТМ или STM) приведена на рис. 2
Рис. 2 Структура синхронного транспортного контейнера STM-1
Синхронный транспортный контейнер (Synchronous Transport Module — STM) первого уровня изображается в виде матрицы, содержащей 270 октетов в строке и 9 строк. Следовательно, он содержит 9x270x8 = 19440 битов.
Принятая скорость передачи — 8000 контейнеров в секунду. Соответствующая канальная скорость должна быть равна 19440x8000 = 155,52 Мбит/с.
В состав модуля входят служебные поля (блок 9x9 = 81 байт) и часть, несущая полезную нагрузку (261x9 = 2349 байтов). Поле служебной нагрузки или заголовок (ОН — OverHead) содержит информацию, касающуюся функций контроля, эксплуатации и технического обслуживания и называется секционной нагрузкой или секционным заголовком (SOH — Section ОН). При этом служебная информация разделяется на две части: это 3 строки по 9 байтов для передачи информации внутри регенераторных секций (RSOH — транзитные участки) и 5 строк по 9 байтов для передачи информации мультиплексорами (MSOH — оконечное оборудование), где формируются и расформировываются синхронные транспортные пакеты. В приведенном выше контейнере должна размещаться переносимая информация, для чего составлена иерархия модулей нижнего уровня, которые могут размещаться в контейнере.
Первичные потоки плезиохронной цифровой иерархии PDH упаковываются в первичные контейнеры С-п (С— Container). Имеются следующие типы контейнеров:
С-1 имеет два подтипа. Это контейнер С-11, который переносит поток системы Т1 со скоростью 1,54 Мбит/с, и контейнер С-12 для переноса потока Е1 со скоростью 2,048 Мбит/с. При первом потоке за период 125 мкс поступит 24 байта, а во втором случае — 32 байта. Для обеспечения переноса единиц информации других иерархий применяются контейнеры другого объема;
С-2, имеющий модификации С-21 для переноса информационных единиц потока Т2-=6,312 Мбит/с и С-22 для переноса сигнальной информации для потока 8,448 Мбит/с;
С-3, имеющий модификации С-31 для переноса информации со скоростью 34,368 Мбит/с и С-32 для переноса информации со скоростью 44,736 Мбит/с.
С-4 — для переноса информации со скоростью 139,264 Мбит/с.
Порядок формирования из этих контейнеров модуля показан на рис. 1.71, где кроме уже рассмотренных приведены следующие блоки:
TUG-n (Tributary Unit Group) — группа трибных блоков, формируемых путем мультиплексирования трибных блоков нижнего уровня (п = 2, 3);
AU-4 (Administrative Unit) — административный блок 4-го уровня;
AUG (Administrative Unit Group) — группа административных блоков.
Рис. 3. Схема мультиплексирования PDH трибов в технологии SDH (редакция ETSI 1992 г.)
Существует, как видно из рис. 3, только один путь формирования модуля STM-1 из информационной единицы потока Е1. Это путь Е1 -С-12- VC-12-TU-12-TUG-2-- TUG-3 - VC-4 - AU-4 - AUG - STM-N.
Кроме показанной схемы формирования модуля, существуют рекомендации американской схемы мультиплексирования, которые в данной работе рассматриваться не будут.
Для переноса первичные контейнеры снабжаются служебными заголовками. Они содержат информацию, необходимую для маршрутизации контейнера, а также текущую информацию, собираемую по мере прохождения контейнера через сеть. Таким образом, формируются виртуальные контейнеры — VC. Они также имеют модификации: VC-1 - V-11, V-12; VC-2 - V-21, V-22; VC-3 - V-31, V-32.
Виртуальный контейнер 4-го уровня (VC-4) представляет собой поле формата 9x261. Его полезная нагрузка формируется либо из контейнера С-4, либо из нескольких контейнеров низших уровней. На рис. 1.72 представлена схема, иллюстрирующая варианты мультиплексирования (упаковки) PDH-трибов в терминальный контейнер первого уровня (STM-1).
Первичный поток Е1 сначала формируется в контейнер С-12 (32 байта за период 125 мкс). Добавление заголовка из двух служебных байтов превращает виртуальный контейнер в сигнальную единицу следующего уровня TU-12 (Tributary Unit) объемом 34 байта. Эти 2 байта — маршрутный заголовок (РОН) и указатель триба (PTR — Pointer), который дает возможность определить местоположение контейнера при его транспортировке. Подробное описание организации указателя приведено в [76].
Далее возможна группировка информации, содержащейся в трибах второго уровня, в контейнеры третьего уровня (группы трибных блоков). Если до этого этапа проводились действия, связанные с добавлением служебной информации или выравниванием потока под размеры контейнера, то теперь проводится мультиплексирование — действие по группировке нескольких потоков в одном контейнере высшего уровня. В результате мультиплексирования формируется блок TUG-2, содержащий три триба TU-12. Таким образом, в контейнере уже могут переноситься три первичных потока Е1. На следующем шаге производится мультиплексирование трибов TUG-2, что связано с формированием триба третьего уровня TUG-3. И далее последовательность вновь мультиплексируется в 3 раза для упаковки в виртуальный контейнер последнего, четвертого уровня (VC-4). При этом должно быть заполнено все информационное поле объемом 261 байт.
На последней стадии добавляются административные данные регенераторной секции и заголовок мультиплексной секции. Полученный модуль информации является транспортным модулем первого уровня (STM-1). Действия, рассмотренные выше, показаны в виде диаграммы на рис. 3 и снабжены численными характеристиками, взятыми из примера, приведенного в [76].
Рис. 4. Пример логического формирования модуля STM-1 из информационной единицы (триба) Е1
РОН Path Overhead Маршрутный заголовок
PTR Pointer Указатель
NPI Null Pointer Поле индикации нулевого указателя
FS Fixed Stuff Фиксированный заполнитель
RSOH Regenerator Section Overhead Заголовок регенераторной секции
MSOH Multiplex Section Overhead Заголовок мультиплексной секции