Информация и коммуникации.
Вокруг этой функции в известной мере «вращаются» остальные функции, поскольку коммуникации как обмен информацией необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента.
Отдельные функции не следуют строго одна за другой, как это представлено в данной модели, а многообразно переплетаются.
Систему персонального менеджмента можно представить в виде модели требований к качествам менеджера, способного управлять самим собой (табл.1). Данная модель показывает, что искусство управлять собой складывается из семи основных блоков личных качеств.
Таблица 1 – Умение управлять собой.
Основные блоки качеств (первый уровень) | Содержание критерия | Первичные качества (второй уровень) |
1. Личная организованность | Способность жить и работать по системе | 1.1. Приверженность к системному подходу. 1.2. Умение ценить и эффективно использовать время. 1.3. Умение сосредоточиться на главном. 1.4. Умение все делать по порядку. 1.5. Умение не упускать из виду мелочи. 1.6. Умение анализировать затраты времени. |
2. Самодисциплина | Умение держать себя в руках, управлять своим поведением | 2.1.Обязательность, способность держать слово. 2.2.Пунктуальность, точность исполнения. 2.3.Собранность, умение не разбрасываться. 2.4.Наличие чувства ответственности. 2.5.Умение отказываться от удовольствий ради главного. |
3. Знание техники личной работы | Знание правил и приемов личной работы и умение ими пользоваться | 3.1.Организация рабочего места. 3.2.Умение работать с информацией. 3.3.Умение составлять документы. 3.4.Умение говорить по телефону. 3.5.Умение слушать. 3.6.Умение планировать свои дела. 3.7.Знание методов рационализации личного труда. 3.8.Умение пользоваться современной организационной и вычислительной техникой. 3.9.Умение менять занятие. 3.10.Знание технологии коммуникаций. 3.11.Умение делегировать полномочия. 3.12.Умение подготовиться к служебной командировке. |
4. Эмоционально-волевой потенциал | Способность управлять своей волей | 4.1.Волевые качества. 4.2.Трудолюбие. 4.3.Упорство в работе. 4.4.Целеустремленность. 4.5.Решительность. 4.6.Напористость. 4.7.Умение заинтересовать, мотивировать себя. 4.8.Оптимизм и жизнерадостность. 4.9.Увлеченность работой. 4.10.Преданность работе и коллективу. 4.11.Семейное благополучие. 4.12.Уверенность в самом себе. 4.23.Психологическая подготовка к работе. |
5. Способность делать себя здоровым | Хорошее состояние здоровья, гигиена умственного труда | 5.1.Физическая нагрузка. 5.2.Питание. 5.3.Сон. 5.4.Дыхание. 5.5.Водные процедуры. 5.6.Закаливание. 5.7.Борьба с шумом. 5.8.Тренированность нервной системы. 5.9.Умение расслабиться. 5.10.Отказ от вредных привычек. 5.11.Режимы труда и отдыха. |
6. Способность формулировать и реализовывать жизненные цели | Умение формулировать и добиваться реализации жизненных целей | 6.1.Способность познать самого себя. 6.2.Умение формулировать свои жизненные цели. 6.3.Умение принимать решения. 6.4.Умение планировать карьеру. 6.5.Умение найти и получить хорошую работу. 6.6.Умение адаптироваться в коллективе. |
7. Личный самоконтроль | Способность контролировать процессы и результаты своей деятельности | 7.1.Контроль процессов. 7.2.Контроль результатов. 7.3.Контроль дня. 7.4.Умение формировать и контролировать свой имидж. |