Теория «супериндустриализма» Тоффлера.

Олвин Тоффлер (родился в 1928 г., 85 лет на сегодняшний день) – американский социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества.

Научная концепция Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга типов общества по аналогии с волнами, меняющими друг друга. В книге «Третья волна» (1981 г.) Тоффлер выделил три волны в эволюции цивилизации:

первая переход от общества охотников и собирателей к аграрному обществу;

вторая переход от аграрного к индустриальному обществу;

третья волна переход от индустриального к супериндустриальному обществу или суперсимволической экономической системе - новой экономической системе, основанной на использовании символического капитала – знаний, информационных технологий и научных идей.

Эта третья волна исторических перемен представляет собой не простое расширение индустриального общества, но радикальное изменение направления его развития, а часто и отрицание того, что существовало прежде. Она является не чем иным, как полной трансформацией общества, столь же революционной, как индустриальная цивилизация 300 лет назад. Это возникновение полностью новой цивилизации в самом широком смысле этого слова.

Что же понимает Тоффлер под «цивилизацией третьей волны»? Это существенные изменения в энергетической базе общества, появление громадного разнообразия источников энергии водной, солнечной, геотермальной, приливной, из биомассы, термоядерной. Одним из главных видов сырья станет информация, в получении, переработке, хранении и передаче которой будет занято значительное число людей. Вместо телевидения возникнет «индиовидение», позволяющее каждому в отдельности получать по заказу требующуюся информацию.

Произойдет улучшение и изменение условий труда. Появятся дома и электронные коттеджи, в которых можно заниматься производственной деятельностью, не покидая дома. Отсюда возможна «модель деревенского общества» при отсутствии крупных городов.

Решающим в социально-экономическом отношении фактором перехода к супериндустриальному обществу является усиление эфемеризации, то есть темпа обновления явлений повседневной жизни. (Эфемерность: мимолетность, иллюзорность, недолговечность, обманчивость). Возрастает, например, тенденция к одноразовому использованию вещей (носовые платки, простыни из бумаги, подвенечные платья). В результате резкого ускорения темпов жизни эфемеризация охватывает все стороны жизни индивида, в том числе происходит эфемеризация человеческих отношений.

Усиление миграции населения ослабляет привязанность человека к месту, типичной становится не пожизненная профессия, а периодическая их смена - траектория профессий. Отсюда фундаментальные изменения в отношении к собственности. Происходит потеря «привязанности к вещам», развивается психология «выбрасывателей». С ростом эфемеризации и увеличением богатства общества собственность в любой ее форме исчезает. Целью экономической деятельности становится не максимизация прибыли, а «психологическое удовлетворение», подрывается «закономерное» стремление к обладанию собственностью, потребители коллекционируют впечатления, а не как прежде они коллекционировали вещи.

Растворение собственности в растущей эфемеризации отношения людей к вещам практически ведет к прекращению классовой борьбы пролетариата и буржуазии, а вместе с тем снимает и противоречие между капитализмом и коммунизмом. Проблемы, связанные с «психологическим удовлетворением» в противовес «материальному удовлетворению» сделают конфликт XXI века, конфликт между капитализмом и коммунизмом сравнительно незначительным. Супериндустриальная революция сможет покончить с голодом, болезнями, невежеством и жестокостью откроет новые возможности для развития личности, для новых впечатлений и радостей.

В 1990 г. вышла в свет новая книга О.Тоффлера «Смещение власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века». Сила или угроза применения силы способны лишь на грубое принуждение и свойственны власти низкого качества. Власть силы уже изжила себя. Власть среднего качества основана на богатстве, капитале. Ее инструмент деньги. Роль денег в процессе формирования индустриального общество возрастала. Но капитал удерживал полноту власти до момента развития информационных технологий. Высшее качество и наибольшую эффективность придают власти знания. Они подчиняют силу и богатство и становятся определяющим фактором функционирования власти. Трансформируется понятие труда. Высший уровень труда - научные исследования, экономический анализ, программирование. Средний уровень смешанные виды труда, соединяющие физическую работу с использованием информации (сфера обслуживания, производства с использованием компьютерной техники). Нижний уровень – ручной труд, который постепенно исчезает. Информационные сети играют революционную роль во всей социальной жизниот экономики до культуры, смещая властные структуры и провоцируя информационные войны между корпорациями.

Компьютеризированный капитализм благодаря развитию высоких технологий и свободному обмену информации, а не индустриальный социализм, предсказанный Марксом, стал качественным скачком вперед. Тоффлер подтверждает идеи Маркса, предсказавшие конец традиционному капиталу. Новый символический капитал – знания имеет принципиально иную природу: он неисчерпаем и одновременно доступен бесконечному числу пользователей без ограничений.

Благодаря развитию высоких технологий и свободному обмену информации западные страны приобрели мощный экономический потенциал, во много раз превышающий возможности социалистических стран. А в странах, ориентирующихся на социалистический путь развития, создалась «революционная ситуация», поскольку производственные отношения сдерживают развитие производительных сил. Тоффлер выделяет три направления экономических реформ для этих стран:

1. изменение форм собственности, отказ от монополизации государственной собственности;

2. отказ от централизованного планирования, поскольку оно оперирует неэкономическими понятиями, дезинформирует и дезорганизует систему;

3. изменение приоритетов экономического развития от промышленного производства к умственному труду.

P.S. История экономических учений удивительно полезна. Это кладовая экономических фактов, проверенных скептицизмом, это собрание экспериментов, испытывающих экономическую науку на прочность во всех направлениях, это источник экономических идей, это наставник в политике, это школа для учёных-обществоведов. Не случайно её так высоко ценят лучшие умы экономики. И очень жаль, что многие от неё отошли. Полезно ли прошлое для экономической науки? Конечно да.