Диалектика любви и свободы
Явную связь с историей Кириллова имеет небольшой рассказ «Сон смешного человека», помещенный в Дневнике писателя за 1877 г. Герой этого рассказа, в чем-то похожий на «логического самоубийцу», Кириллова и других героев-самоубийц Достоевского, придя к выводу о бессмысленности жизни, кончает с собой. Неожиданно для него самого его смерть оказывается переходом в другой мир, в иную жизнь, очень похожую на нашу земную жизнь, однако радикально преображенную и ставшую совершенной. Герой оказывается в обществе людей, которые осуществили идеал единения через любовь, идеал совершенства и которые не боятся смерти, поскольку знают, что смерть — это не абсолютный предел существования, а переход в новое бытие и еще «большее расширение соприкосновения с Целым вселенной»[19].
Отношения людей этого общества пронизаны любовью и гармонией, они не нуждаются в науке, так как находятся в непосредственном интуитивном контакте со всей природой. Особенно важно, что у людей этого общества, как утверждает герой рассказа, вера переросла в знание, то есть они решили ту проблему, которая мучила Кириллова, они обрели абсолютную веру (что и тождественно высшему знанию). И это произошло потому, что их усилия по преображению своей жизни достигли цели, «пять секунд» Кириллова стали для них полновесной реальностью, их земное бытие обрело максимально возможное для него совершенство, после чего для них стало очевидным, что после смерти они попадут в мир, где будет реализовано еще большее совершенство их бытия. Казалось бы, здесь содержится точное выражение представлений Достоевского об идеале совершенного человека. Однако рассказ кончается парадоксом. Герой, несущий в себе все недостатки нашей земной жизни, вносит «бациллу» индивидуализма в открывшееся ему идеальное общество. И, зараженные этой «бациллой», люди постепенно разрушают все элементы гармонии, в результате чего общество превращается в точную копию нашего несовершенного мира.
Та проблема, которую ставит здесь Достоевский, — это проблема" соотношения любви, требующей от человека самопожертвования и самоотдачи, и свободы, жаждущей самоутверждения и господства. Именно в силу парадоксальной диалектики любви и свободы — двух сил, постоянно действующих в душе человека, но требующих противоположного и ведущих к противоположному, человеческая жизнь оказывается полной неразрешимых противоречий и борений, что особенно наглядно проявляется в трагичности самой «конкретной» формы любви — половой любви, любви между мужчиной и женщиной. И именно в изображении жизненных деталей этой диалектики ярко проявляется художественный талант Достоевского.
Достоевский не принимает того понимания свободы, которое было характерно для Чаадаева и Хомякова и которое находилось в русле христианской традиции, заданной Августином, — свобода как подчинение высшему началу, Богу. Для Достоевского свобода в своей полноте неизбежно связана с произволом, подразумевает стремление к абсолютной самобытности и независимости личности. В наиболее радикальной форме смысл такого понимания свободы отразился в рассуждениях героя повести «Записки из подполья». «Ведь я, — утверждает он, — например, нисколько не удивлюсь, если вдруг ни с того ни с сего среди всеобщего будущего благоразумия возникнет какой-нибудь джентльмен с неблагородной или, лучше сказать, с ретроградной и насмешливою физиономией, упрет руки в боки и скажет нам всем: а что, господа, не столкнуть ли нам все это благоразумие с одного разу, ногой, прахом, единственно с тою целью, чтобы все эти логарифмы отправились к черту и чтоб нам опять по своей глупой воле пожить! Это бы еще ничего, но обидно то, что ведь непременно последователей найдет: так человек устроен... есть один только случай, только один, когда человек может нарочно, сознательно пожелать себе даже вредного, глупого, даже глупейшего, а именно: чтоб иметь право пожелать себе даже и глупейшего и не быть связанным обязанностью желать себе одного только умного. Ведь это глупейшее, ведь этот свой каприз, и в самом деле, господа, может быть всего выгоднее для нашего брата из всего, что есть на земле... потому что во всяком случае сохраняет нам самое главное и самое дорогое, то есть нашу личность и нашу индивидуальность»[20].
Это понимание свободы Достоевский пронес через все свое творчество. Спустя 13 лет после создания «Записок из подполья», в рассказе «Сон смешного человека» он, по существу, выражает такое же точно убеждение. Ради своей индивидуальной, «капризной» свободы, ради того, чтобы «по своей глупой воле пожить», люди идеального общества из этого рассказа «отправили к черту» все их благоразумие и гармонию. Сам рассказчик признает, что в своем «развращенном» состоянии они, с одной стороны, стали мечтать о возвращении невинности, чистоты и гармонии, но с другой — не приняли бы этой гармонии, если бы это возвращение стало реальным: «...если б только могло так случиться, чтоб они возвратились в то невинное и счастливое состояние, которое они утратили, и если б кто вдруг им показал его вновь и спросил их: хотят ли они возвратиться к нему? — то они наверно бы отказались»[21]. Человек, ощутивший всю полноту своей иррациональной свободы, уже не согласится вернуться в идеальное общество, если ценой возвращения будет утрата этой полноты свободы.
По-видимому, в этом и состоит смысл всего рассказа: человеку нужно верить в возможность реализации на земле идеального состояния жизни через полноту любви, однако этот идеал значим не как самодостаточное состояние, не как окончательная цель, по отношению к которой все остальное — только средство. Его значение в том, что он является критерием для тех выборов, которые постоянно предлагает человеку его свобода. Человек, не осознающий этого идеала или не верящий в возможность его воплощения, полностью утрачивает ощущение целесообразности жизни и бытия в целом; в борьбе любви и свободы в его душе окончательную победу одерживает свобода, и ее ничем не сдерживаемая иррациональная полнота приводит к полному отрыву личности от мистического целого. В этом случае человек уже при жизни погружается в царство смерти, как это происходит со Свидригайловым, Смердяковым и Раскольниковым.
Если же человек обладает полнотой веры, если он ощущает возможность реализации в нашей жизни того идеала, о котором возвещает его вера и к которому она его непрерывно приближает, то этого одного уже достаточно для того, чтобы не дать свободе полностью восторжествовать над любовью. В этом случае вера помогает сохранить баланс между двумя метафизическими «атрибутами» личности. Хотя даже этот баланс не спасает человека от трагедий и катастроф, человек все-таки остается в живительном «энергетическом поле» несовершенного мистического целого, объединяющего всех людей и помогающего им стремиться к недостижимому совершенству, — к совершенству, которого они, в сущности, и не хотели бы достичь, а если бы и достигли,! то непременно разрушили бы его снова ради полноты своей свободы.
Тем не менее, сказанное не означает, что человек является только относительным существом, не способным реально раскрыть в себе! свою абсолютность. Достоевский не признает рационалистического противопоставления относительного и абсолютного и мыслит человека (каждую конкретную эмпирическую личность) как иррациональный синтез, сочетание относительного и абсолютного измерений.
Абсолютность человека — это его способность задавать в себе и в своем эмпирическом, относительном состоянии возможность преображения к идеальному, совершенному состоянию, которое становится целью всей человеческой активности (в центре этой активности и находится вера). При этом главная проблема нашего бытия заключается в том, что «границу» между абсолютным и относительным невозможно провести однозначно (собственно, и само понятие «граница» здесь вряд ли применимо, даже в качестве метафоры). Каждая эмпирическая личность выступает как неразложимая цельность, в которой относительное и абсолютное присутствуют в каждом поступке, в каждой мысли, в каждом чувстве и т. д. — в каждом ее проявлении. Однако человек не может существовать без постоянных усилий по «разделению» абсолютного и относительного, без этого он теряет основу для своего бытия. В результате он постоянно делает одну и ту же ошибку — искусственно обособляет абсолютное и относительное и поэтому искажает их соотношение в своей жизни.
Но это означает, что идеал, который человек формулирует для выражения своей абсолютности (по сути, невыразимой), является неадекватным ей и, как следствие, не может быть реализован. Более того, его реализация привела бы к радикальному искажению смысла подлинной абсолютности человека, к искажению его сущности. Без относительного измерения человек перестал бы быть человеком, поэтому его стремление к «обособленной» абсолютности (к «чистому» идеалу) обречено оставаться только стремлением, и та же самая свобода, которая составляет главное определение абсолютности человека, является источником его относительности, т. е. источником зла в мире. Эта диалектика относительного и абсолютного в человеке, имеющая основание в его иррациональной свободе, выражена в одном из главных героев творчества Достоевского — в Иване Карамазове.
Трагедия Ивана как раз в том, что он слишком однозначно и слишком радикально проводит указанную «границу» между относительным и абсолютным в человеке и в его жизни, создает «слишком» возвышенный идеал. В результате реальная жизнь и весь эмпирический мир вокруг человека приобретает исключительно негативное определение, а устремленность к идеалу становится такой острой, что делает невыносимой жизнь в реальном мире и превращает Ивана в фанатика справедливости и добра. Ясно представив себе идеальное состояние человека, его абсолютное состояние, Иван уже не может найти ни малейшего оправдания миру, где все несовершенно и относительно.
В своем «максимализме» Иван не прав, однако его «бунт» глубоко оправдан как крайняя форма выражения того измерения человеческой личности, которое существует в каждом и которое задает смысл нашего бытия. Если бы человек был лишь подчиненным элементом мироздания, только относительным явлением по сравнению с абсолютным бытием Бога, то он не имел бы права окончательно и бесповоротно осудить мир. Он и не смог бы этого сделать, если бы был чисто относительным существом. Но Иван осуждает мир окончательно и бесповоротно и тем самым доказывает наличие некоего абсолютного измерения в себе самом. «Не хочу гармонии, — говорит Иван брату Алеше, — из-за любви к человечеству не хочу. Я хочу оставаться лучше со страданием неотомщенным. Лучше уж я останусь при неотомщенном страдании моем и неутоленном негодовании моем, хотя бы я был не прав. Да и слишком дорого оценили гармонию, не по карману нашему вовсе столько платить за вход. А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно. И если только я честный человек, то обязан возвратить его как можно заранее. Это и делаю. Не Бога я не принимаю, Алеша, я только билет ему почтительнейше возвращаю[22]. Именно возможность такого неприятия мира на фоне осознаваемого идеала представляет собой наиболее ясное проявление абсолютности человека».
Необходимо отметить глубокую диалектичность «бунта» Ивана. Он не отвергает Бога, то есть существование какого-то Абсолюта, но он ощущает в себе силу самостоятельно решать, каким должен быть абсолютный, совершенный мир, и, значит, имеет силу окончательно осудить существующий, относительный мир. В этой ситуации Бог-творец, Бог-судия, Бог-истина превращается в метафору, становится просто санкцией на ту меру абсолютности, которую человек находит в себе. И ошибка Ивана не в том, что он открывает в себе это измерение и не боится в связи с этим «возвратить билет» в мировую гармонию, которая должна осуществиться помимо его решения и его воли; его ошибка — в стремлении радикально и окончательно развести абсолютное и не-абсо-лютное в себе и в мире. Вместо того чтобы найти крупицы идеала в каждом земном явлении и через это понять осмысленность каждого явления и мира в целом, Иван сравнивает каждое явление с идеалом и отвергает его целиком, не находя в нем всей полноты Абсолюта.
«Высокомерие», связанное с радикальным разделением абсолютного и относительного, неизбежно приводит Ивана к безумию, к раздвоению его собственной личности. Противопоставив идеал (абсолютное) и эмпирическую действительность (относительное), Иван обречен на то, чтобы аналогичное противостояние возникло и в его душе. Одна сторона его личности, ориентируясь на чисто относительный эмпирический мир, признает, что по отношению к этому миру действует принцип «все дозволено», и дает «санкцию» Смердякову на убийство отца; другая, целиком погруженная в созерцание идеала, требует полного и немедленного воплощения добра и справедливости в мире и обличает все несовершенное в нем.
И все же трагедия Ивана несет в себе значительную долю оптимизма. Из нее есть выход, который был реален до тех пор, пока не произошло убийство, сделавшее невозможным воссоединение двух сторон распавшейся личности Ивана. Этот выход заключается в признании того, что абсолютное измерение, измерение Абсолюта, есть в каждом эмпирическом явлении и в каждой эмпирической личности (от старца Зосимы до генерала, приказавшего растерзать мальчика). Именно об этом говорит брату Алеша:
«- Я думаю, что все должны прежде всего на свете жизнь полюбить.
- Жизнь полюбить больше, чем смысл ее?
- Непременно так, полюбить прежде логики, как ты говоришь, непременно чтобы прежде логики, и тогда только я и смысл пойму»[23].
Нужно не разъединять живую целостность жизни на абсолютное, имеющее смысл, и относительное, не имеющее смысла, а полюбить и принять ее в ее целостности и затем уже найти смысл (абсолютное) в каждом из ее элементов.
Тезис о присутствии в каждой человеческой личности «измерения» Абсолюта внешне очень похож на аналогичный тезис Канта (в этой аналогии отражается известное влияние этики немецкого философа на Достоевского). Однако необходимо подчеркнуть принципиальное различие представлений о человеке у Канта и Достоевского. По Канту, абсолютное измерение, измерение умопостигаемой свободы в каждом человеке, является трансцендентным по отношению к эмпирической действительности. В тезисе Достоевского абсолютное и относительное имманентны по отношению друг к другу (в этом смысле более уместной является аналогия с философией Фихте, у которого «Абсолютное Я» в некотором смысле имманентно «относительному Я»), и это проявляется в том, что каждый поступок, каждая мысль, каждое движение души человека, в свою очередь, есть единство абсолютного и относительного, вновь имманентных друг другу и потому нераздельных. Ни в человеке в целом, ни в его отдельных проявлениях невозможно провести однозначной границы между абсолютным и относительным.
Может показаться, что здесь возникает опасность окончательной утраты критерия различия абсолютного и относительного, т. е. критерия различия добра и зла. Однако это, конечно же, не так. Этот критерий дается верой, т. е. представлением о совершенном состоянии человека, общества и мира, соединенном с той силой, которая ведет к реализации этого состояния в жизни.