Запасы и динамика потребления энергоресурсов, политика России в области нетрадиционных и возобновляемых источников энергии

 

 

Приказом Правительства Российской Федерации №1234-р от 28 августа

 

2003 г. утверждена «Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.». Одним из направлений данного документа является рассмотрение возможно- стей использования возобновляемых источников энергии.

Стратегическими целями использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива являются:

- сокращение потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов;

- снижение экологической нагрузки от топливно-энергетического ком-

 

плекса;

 

- обеспечение децентрализованных потребителей и регионов с дальним

 

и сезонным завозом топлива;

 

- снижение расходов на дальнепривозное топливо.

 

Необходимость развития возобновляемой энергетики определяется ее ролью в решении следующих проблем:

-обеспечениеустойчивоготепло-иэлектроснабжениянаселенияипро-


 

 

изводства в зонах децентрализованного энергоснабжения, в первую

 

очередь в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территори-

 

ях. Объем завоза топлива в эти районы составляет около 7 млн. т неф-

 

тепродуктов и свыше 23 млн. т угля;

 

- обеспечение гарантированного минимума энергоснабжения населения

 

и производства в зонах централизованного энергоснабжения, испыты- вающих дефицит энергии, предотвращение ущербов от аварийных и ограничительных отключений;

- снижение вредных выбросов от энергетических установок в городах и населенных пунктах со сложной экологической обстановкой, а также в местах массового отдыха населения.

По имеющимся оценкам, технический потенциал ВИЭ в России со- ставляет порядка 4,6 млрд. т.у.т. в год, что превышает современный уровень энергопотребления России, составляющий около 1,2 млрд. т.у.т. в год. Эко- номический потенциал НВИЭ определен в 270 млн. т у.т. в год, что составля-

ет около 25% от годового внутрироссийского потребления. В настоящее вре-

 

мя экономический потенциал ВИЭ существенно увеличился в связи с подо- рожанием традиционного топлива и удешевлением оборудования возобнов- ляемой энергетики за прошедшие годы. Данные о потенциальных возможно- стях нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в России при- ведены в таблице 1.2.1.

Доля возобновляемой энергетики в производстве электроэнергии со- ставила в 2002 г. около 0,5% от общего производства или 4,2 млрд. кВт·ч, а объем замещения органического топлива – около 1% от общего потребления первичной энергии или около 10 млн. т.у.т. в год.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Энергоэффектив- ная экономика» на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года финанси- рование мероприятий по эффективному энергообеспечению регионов на ос-

новеиспользованияНВИЭиместныхвидовтопливав2002-2010гг.составит


 

 

около 57 млрд. рублей, что составляет менее 1 % от общего объема финанси-

 

рования Федеральной программы. В структуре финансирования основная часть расходов (92 %) приходится на внебюджетные источники (таблица

1.2.2).

 

Таблица 1.2.1

 

Энергетический потенциал нетрадиционных возобновляемых источников энергии в России, млн. т.у.т.

  Виды НВИЭ Валовой по- тенциал Технический потенциал Экономический потенциал
Малая гидроэнергетика
Геотермальная энергия (*) (*) 115(**)
Энергия биомассы 10·103
Энергия ветра 26·103
Солнечная энергия 2,3·106 12,5
Низкопотенциальное тепло (***)       31,5
Всего по НВИЭ 2,3·106

Примечание: (*) По приближенной оценке ресурсы геотермальной энергии в верхней толще глубиной до 3 км составляют около 180·106 млн. т.у.т., а при- годные для использования – примерно 20·106 млн. т.у.т;

(**) В качестве экономического потенциала взята оценка запасов первооче- редного освоения геотермальных вод и парогидротерм с использованием геоциркулярной технологии;

(***) Низкопотенциальная энергия земли, воздуха и воды, промышленных и

бытовыхстоков.

Таблица 1.2.2.

 

Финансовые расходы по разделу 7 «Эффективное энергообеспечение регио- нов, в том числе северных и приравненных к ним территорий на основе ис- пользования НВИЭ и местных видов топлива» в соответствии с Федеральной целевой программой «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годы и

наперспективу до 2010 года

Источники финансирова- ния   2002-2005 гг.   2006-2010 гг.   2002-2010 гг.
Финансовые средства, млрд. руб., в т.ч. из ( в %):   10,925   45,771   56,696
Федерального бюджета 11,3 7,1 7,9
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов   -   -   -
внебюджетных источни- ков   88,7   92,9   92,1

 

 

Положительным фактором для развития НВИЭ в России является на-

 

чавшееся создание законодательной базы. В 1996 г. Законом «Об энергосбе- режении» установлена правовая основа применения электрогенерирующих установок на НВИЭ, состоящая в праве независимых производителей этой электроэнергии на подсоединение к сетям энергоснабжающих организаций.

В 1999 г. Государственной Думой и Советом Федерации был принят Закон «О государственной политике в сфере использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии». Однако в дальнейшем он был откло- нен Президентом РФ (25 ноября 1999 г.). Попытки разработать новый зако- нопроект начались в 2004 г. по инициативе РАО «ЕЭС России» в связи с от- сутствием нормативных и регламентирующих документов для практической реализации проектов по НВИЭ. Предполагается разработка документов двух уровней: федерального и отраслевого. В первом случае – это проект закона о возобновляемых источниках энергии, предусматривающий систему мер под- держки возобновляемой энергетики. Во втором – документы по изысканиям, проектированию, экспертизе проектов станций и агрегатов, правила их экс- плуатации, правила их присоединения к сетям общего пользования, уточне- ния расчетов и обоснования тарифов и т.д. Разработка документов ведется под контролем Федеральной гидрогенерирующей компании ОАО «Гидро- ОГК», созданной в декабре 2004 г. рамках реформирования российской элек- троэнергетики (одной из задач компании является развитие в России энерге- тики на базе возобновляемых источников энергии).