ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Формирование рациональной и эффективной системы государ­ственного управления призвано прежде всего укрепить исполни­тельную власть, преодолеть многочисленные и негативные про­явления слабости государства в управлении социально-экономи­ческими процессами. Для осуществления радикальных перемен в обществе, для решительных экономических преобразований не­обходима адекватная им система управления, которая смогла бы на базе рыночных отношений, государственного регулирования и новых морально-этических позиций обеспечить эффективность производства, удовлетворить потребности населения. Что же ле­жит в основе формирования и функционирования органов госу­дарственного управления? Каковы ориентиры?

С начала XX века исследования в области управления фокуси­ровали внимание главным образом на поиске подходов, форм и методов рациональной организации и управления субъектами хо­зяйствования — предприятиями разного масштаба — как объек­тами, обладающими упорядоченной внутренней структурой, как Целостными комплексами взаимосвязанных элементов. Основной упор делался на индустриальные системы, хотя к концу XX века было проведено немало обобщений опыта и разработки законо­мерностей управления организациями непроизводственной сфе­ры. Системный подход, проектное и матричное управление, ин­ституциональные теории открыли путь к выявлению и анализу особенностей построения и методов государственного управления. Особенно это коснулось организационных форм и методов управ­ления государственными и межгосударственными программами, разработка и реализация которых постоянно расширяются.

Отметим, что исследованием проблем государственного управ­ления традиционно занимались юридические дисциплины — кон­ституционное право, административное право, гражданское право, трудовое право, предметом которых в данном случае является ре­гулирование общественных отношений, возникающих в процессе организации государственного управления и осуществления испол­нительно-распорядительной деятельности. Несомненно, что сово­купность социальных регуляторов, облекаемая в соответствующую законодательную форму и обеспечивающая юридическую регламен­тацию общественных отношений, создает предпосылки для функ­ционирования органов исполнительной власти. Однако все еще недостаточно изучены коренные свойства и механизмы собствен­но систем исполнительной власти, присущие им управленческие особенности. Разумеется, основные категории теории управления, принципы и типология организационных структур, система отно­шений между людьми, их компетентность, способности, мотива­ция к труду и достижению установленных целей, методы обосно­вания и принятия решений и др. — все эти инструменты должны использоваться в деятельности органов исполнительной власти.

В России в систему федеральных органов исполнительной вла­сти в настоящее время входят федеральные министерства, феде­ральные службы и федеральные агентства. Федеральное министер­ство является федеральным органом исполнительной власти, осу­ществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также ряд спе­циальных функций. Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установлен­ной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоохрани­тельные функции, связанные с исполнением функций по конт­ролю и надзору.

Порядок взаимоотношений федеральных министерств и нахо­дящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а так­же порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти. В России функционирует система органов государственного управления, включающая (по данным на март 2004 г.) 14 федераль­ных министерств, 35 федеральных служб и 26 федеральных агентств. Кроме того, имеются органы исполнительной власти, на­ходящиеся в ведении Правительства РФ. На рис. 38.2 представ­лена классификация государственных органов, различающихся по разным критериям — форме деятельности, принципу разделения властей, иерархии, срокам полномочий, порядку осуществления компетенции и т.д.

На практике недостатком организации исполнительной влас­ти часто является неупорядоченность, а в отдельных случаях и противоречивость организационно-правового статуса органов го­сударственного управления, их структурных подразделений, под­ведомственных организаций и коллегиальных образований. Вред делу приносят параллелизм и дублирование задач и функций, выполняемых отдельными органами управления, службами и под­разделениями. Наблюдаются разнобой в статусе и уровне оплаты труда работников аналогичных организационных структур, отсутствие установленного регламента в подчиненности организацион­ных звеньев.

В целях преодоления негативных тенденций необходимо пре­дусмотреть в организации исполнительной власти приоритетное и последовательное обеспечение социальной защиты населения, укрепление соответствующих специальных структур, повышение статуса социальных критериев в деятельности правительственных органов. Важно четко разграничить функции и ответственность, устранить дублирование и параллелизм, обеспечить безусловную исполнительскую дисциплину. Должно быть налажено постоян­ное и эффективное организационное взаимодействие федераль­ных, региональных и местных органов управления, неукоснитель­ное выполнение принимаемых решений. Следует упорядочить состав и организационно-правовой статус коллегиальных, кон­сультативных, экспертных и других органов.

Органы исполнительной власти на федеральном уровне (с позиций скоординированного руководства) группируются по следующим однородным или близким по задачам основным блокам:

• обеспечения государственного суверенитета страны (оборо­на, внутренние и иностранные дела, юстиция, безопасность);

• социальной политики (социальная защита, культура, здраво­
охранение, образование, печать и информация);

• экономического регулирования (финансы, экономика, внеш­неэкономические связи, управление государственным имуще­ством, труд и занятость, антимонопольная политика и поддержка
предпринимательских структур, налоговая служба и др.);

• структурной и инвестиционной политики (промышленность,
строительство, транспорт, топливно-энергетический комплекс,
связь, сельское хозяйство, наука и техническая политика);

• ресурсов (природные ресурсы и экология, материальные ре­сурсы и торговля, государственные резервы, геология и исполь­зование недр).

Ключевыми при проведении реформ экономики являются бло­ки структурной и инвестиционной политики, ресурсов. Состав министерств в этих блоках, объем и широта выполняемых ими задач и функций находятся в прямой зависимости от решения вопроса о разделении функций государственного и хозяйственного управления в государственном секторе, а также от уровня и мас­штабов интеграции организационных структур различных форм собственности. К настоящему времени сформировались оргациозационно-правовые формы хозяйственной деятельности (финан­сово-промышленные группы, концерны, холдинговые объединения), способные взять на себя функции хозяйственного руковод­ства предприятиями.

Состав функций органов государственного управления в укруп­ненном виде может быть представлен следующим образом: фор­мирование и финансирование инвестиционных и структурных программ, кадровая политика в отношении высшего руководства государственных предприятий различных типов, участие в колле­гиальных органах управления хозяйственных организаций, обес­печение функционирования государственной контрактной систе­мы, реализация межправительственных соглашений и связей с международными организациями.

Важным элементом построения системы органов исполнитель­ной власти является обеспечение их координации путем создания постоянных и временных советов и межведомственных комиссий. В задачи советов и комиссий могут входить решение вопросов, относящихся к совместной компетенции министерств и ведомств, выполнение экспертных, аналитических и совещательных функ­ций, функций межведомственной координации. На данном эта­пе особую важность приобретает организация деятельности отрас­левых и межотраслевых органов исполнительной власти в отно­шении развития предпринимательства. В этой связи необходимо обеспечить:

• соответствие организационных звеньев задачам разработки и
осуществления промышленной, инвестиционной и научно-техни­ческой политики;

• эффективное организационное взаимодействие центральных
и региональных органов власти, в связи с выполнением задач по
поддержке предпринимательства;

• отделение функций государственного управления и регули­рования от хозяйственных функций с учетом изменения структу­ры собственности и новых форм хозяйственного управления;

• надежность и устойчивость структуры государственного управ­ления, отлаженность всех рычагов поддержки предприниматель­ства.