Контроль как функция.
Контроль явл одной из основных и закл-ной фукций упр-го цикла. Контроль- целенаправленный практические действия которые позволяют убедиться в правильности чего-либо.
Контроль как функция У- процесс обеспечения достижения орг-цией своей цели. Который представляет собой систему наблюдения и проверки соот-вия процессов функ-ния управляемых подсистемы правильным решением, а также выроботка определенных действий.
Контроль утсанавливает соотношение входных и выходных параметров СЭО и отдельных структурных элементов.
Различные системы контроля:
-за процессом У
-за качеством продукции
За исполнением решения.
Виды контроля: предварительный, текущий, заключительнй.
Предварительный К-осущ до начала функ-ния работ.средствами его осущ выступают определенные правила процедуры и линии поведения. Испоьщуется: в отношении человеческих решений (анализ профессиональных навыков и знаний), по отношению к финансовым ресурсам –в ивде бюджетной политики, в отношении материальных ресурсов- выработка определенных стандартов, допустимых уровней качества,, проведение проверок.
Текущий основывается на измерении фактических результатов и в сравнении их с плановыми показателями. Для осущ текущего К необходима обратная связь по уровням У.
Заключительный (К за результами) проводится после выполнения самой работы, реализуется путем предоставления нформации необходимой для функций планирования. Способствует реализации ф-ции мотивации т.к измеряет достигнутую результативность.
Этапы функций К.
-установление стандартов и норм. Стандарт-конкретные цели поддающиеся измерению формируемые на стадии планирования. Цели которые используются в качестве стандартов обладают 2 параметрами: 1. Наличие временных периодов в которые должны выполняться работа 2. Наличие конкретного критерия который помогает оценивать степень выполнения работы.
-измерение или сопоставление результатов- на этом этапе сравнивается что достигнуто с принятыми стандартами. На этом этапе определяются масштабы отклонения от результатов, заетм осущ-ся передача информации по уровням У об отклонениях и выполняется оценка выполненной работы. Самя затратная часть функции К по времени и материальным ресурсам.
- формирование корректирующих действий по результатам отклонения от стандарта.
Осущ по 3 направлениям:
-ничего не предпринимать. Если сопоставление фактических результатов со стандарстами говорит об отсутствии о наличии отклонения.
- устранение отклонений. Важно выявить причину отклонения и только выяснив причину необходимо устранять само отклонение, напрямую связано с принятием У-го решения.
- пересмотр стандартов. Не всегда отклонения стандартов следует устранять, иногда сами стандарты следует пересмотреть.
Трактовка понятия К как функция У в совр м-те.
Контроль-властное целенаправленное воздействие на людей, или их поведение, с целью убеждения в правильности их действий.
Контроль- это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданными параметрами.
3.контроль-процесс при помощи которого субъект У определяет правиьность Уких решений и необходимость их корректировки.
4.контроль-неотъемленная часть процесса приянтия и реализации УР.
На заключительной стадии К добавляется элементы регулирования( Р) т.е реогирование системы У на изменения.
Функция стимулирования сопровоздает ф-ции орг-ции и Р. И выступает как средство мотивирования Уго процесса.
Управляющая система в орг-ции воздействует на управляемые объект посредством всей системы взаимосвязанных фукнций У, которые образуют Укий цикл.
Метод- способ (прием) деят-ти.
В м-те под методами У понимают способы или приемы с пом кот субъект У воздействует на объект У с целью побуждения к деят-ти по остижению поствленнных целей. Это способы перевода абстрактной Укой информации в осмысленные действия исполнителей.
Методы У:
1.способ активации деят-ти изменяет отношение исполнителей к деят-ти.
2.способ орг-ции деят-ти определяет технологию выполения поставленных действий.
Класс-ция мотодов У.
Основание класс-ции- х-р взаимодействия субъекта и ообъетка У в процесс совместной деят-ти в орг-ции.
-орг-но административные
-экономические
-соц-психологические.
Административно-орг-ные методы.
Содержание-орг-ция реализации УР. Форма- основанный на отношениях власти и подчинения в формализованной иерархии начальник- подчиненный. Структура: орг-но-распорядительной воздействие-утанавливет целевые задания.; орг-но-регламентирующее воздействие- утснавливает технологию выполнения работ.
Механизмы осущ-ния: командный- приказ, распоряжения, указние. Нормативный- закон, положение, план. Эконом-й- процент выплаичваемой прибыли, назначается цена продукта, зарплата, матреиальные санкции. Психологический- выговоры и благодарности в приказе, награждение грамотой по распоряению рук-ва итд.
Нормативно-правовая система формализованнрого рег-ния на уровнях:
Макроуровень- конституция, трудовой кодекс, ГК.
Отраслевой уровень- ГОСТы елиный ИА=тарифно-квалификационный справочник, единые нормы и расченки, технологические нормы.
Микроуровенб- орг-ные нормтативы, распорядок труда отдыха, режим работы, суточные графики.
Достоинрства метода: обеспечение единства воли рук-ва в достижении цели, не ребует дополнительных расходов, оперативно дистигается цель, ьыстрая реакрцияя на изменение внешеней среды. Недостатки: подяавляется инициативртц, отсут-т действенные стимулы.
Экономические методы.
Содержание- использовнаие материалных интересов людей с целью побуждения их к достижению поставленных целей. Форма- осущ-ние эк.природы орг-ной деят-ти и эк.отошений в производственно процессе.
Структура: стимулирующее воздействие- принуждение к выполнению установленных норм. Мотивирующее- вознаграждение интенсификации деят-ти.
Командный- материальнй санкции предусмотернные договором. Нормативный- договор процент отчисляемый от прибыли, договоная цена продукта, договорнаыч зарплата.
Экономкий= хоз.рассче….хррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррр
…..
Соционльно-психолог.
Содерание- сипользовнаие неформальных отношений людей с целью побуждения к достижению поставленных целей. Форма- договорные отношения без матиериальной основы, вличние соц.механизма У.
Стр-ра
Психотехника: грамотное применение ее приемов повышает Уть.
Человеческие отношения: персонал- важнейший ресурс орг-ции, удовлетворение соц.потребносетй как коллектива в целов так и отдельного наемного работника, формирование корпоративной культуры.
Механизмы осуществления выволнения:
Командный- формализация и фунц0ные отношения между членами орг-ции , социометрия коллектива, развитие инициативы и ответсвенности коллектива и работников.
Нормативный- действие системы формальных норм орг-ции, соц.планирование, утсановление соц.норм и стимулирование соц.развития коллектива.
Экономический- соц.-психологическая форма реализации эк.методов У, соц.защита работников.
Соц-психологический- убеждение, критика, информирование, выступление рук-лей, создание престижа орг-ции, стимулирование развтия коллектива и работников.
Соц-психологичечкие методы.
Групповая динамика и лидерство.
1.Понятие группы (Г).
Эффективность дяет-ти орг-ции определяется не только усилиями отдельных менеджеров и сотрудников, но в большей степени зависит от результативности совместной деят-ти, которая осущ на уровне групп.
Г- есть относительно обособленное объединение отдельного кол-ва людей, (более 2х) взаимодействующй, взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга, для выполнения конкретных целей, но выполняющих разные обязанности координурующих совместную деят-ть и рассматривающих себя как часть единого целого.
Класс-ция Г.
Признаки класс-ции | Виды Г. |
размер | Большие,малые. |
Сфера совместной деят-ти | Управленческие, производственные |
Уровень развития | Высокоразвитые, слаборазвитые |
Реальность существования | Реальные, условные |
Степень формализации | Формальные, неформальные Целевые (проектные), функциональные, по интересам,дружеские. Постоянные, временные Референтные, нереферентные. |
Цели существования | |
Период функционирования | |
Х-р вхождения индивидов в Г |
Стадии развития Г.
1.Формирование. происходит отбор членов в состав Г, решается вопрос о распределении обязанностей между членами Г.
2.Бурления. возникновение конфликтов и конфронтации между членами Г, в решении которых важная роль принадлежит формальному лидеру этой Г, который определяет исходные условия взаимодействия членов Г.
3.Нормирования (становление норм поведения в Г). Члены Г начинают приспосабливаться к друг другу и разрабатываются определенные нормы поведеня принятые в этой Г, которые складываются в результате распределения ролей в Г, возникает групповая сплоченность и члены Г индентифицируют себя со всей Г.
4.Стадия выполнения работы. Члены Г эффективно работают в соот-вии с поставленными целями и распредлением обязанностей в Г, сотрудники решают все вопросы путем групповой дискуссии.
5.Стадия расформирования. Г выполнила свою задачу и должна быть расформирована, эта хар-но для временных Г, выполняющих конкретные задания.
Постоянные Г достигнут эту стадию после реализации всех окончательных целей Г.
Формальные и неформальные Г.
Принято считать в М-те формальная Г представяляет собой скелет орг-ции. А неформальные Г представляют нервную систему орг-ции, которая обеспечивает процесс коллективного мышления всех сотрудников. В каждой орг-ции сущ обязательно формальные Г, которые создаются по воле высшего руководства для остижения конкретных целей (командные Г-выполнение конкретных задач и целей). Выделяют 3 типа формальных Г:
-команда м-ров (команда групп рук-лей)- Г высшего рук-ва орг-цией состоящая из рук-ля и его заместителей, которые явл функциональными рук-ми.
-рабочие Г- они формируются и функционируют как обособленные структурные подразделения орг-ции создаваемые для выполнения специализированных функций. Выделившееся в процессе разделения труда и упр-ния им. Как правило это функциональные рабочие Г. Но могут быть и целевые раб.Г. целевые- временные Г, которые создаются на временной основе для выполнения целевых проектов и программ.
-комитеты- формальная Г, которой делегированы полномочия для выполнения конкретного задания или комплекса заданий. Примерами комитетов могут быть различные комиссии, советы создаваемые в орг-циях основное отличие комитета- командный способ принятия решений.
Также в орг-циях как правило присутствуют неформальные Г.
Неформальная Г- стихийно образовавшиеся Г людей вступивших в регулярные взаимодействия для достижения определенных целей. НГ имеет явного или неявного неформального лидера. Также внутри существует распределение ролей и статуса каждого члена Г и такие Г также имеют свои нормы поведения.
Различия между Ф и НГ.
Сравниваемый параметр | ФГ | НГ |
Цели деят-ти | Официально предписаны сверху | Формируются самими членами Г. |
Взаимоотношения между членами Г | официальные | Неофициальные |
Хар-р отношений в Г. | Вертикальное соподчинение | Равноправие, дружеские взаимосвязи при наличии лидера. |
Орг-ная основа взаимоотношений | Права и обязанности, основанные на власти | Политические взаимоотношения. |
Основное внимание в Г уделяется | должность | Человек как личность |
Возглавляет Г | руководитель | Неформальный лидер |
Источник власти лидера | Делигируется сверху | Личностная власть |
Регулятор поведения в Г | Правила поведения | Нормы поведения, кот разрабатывает сама Г |
Способы приведения членов Г в соот-вии с нормами и правилами | Вознаграждения и штрафы | Санкции разрабатываемые самой Г. |
НГ может быть 2х разновидностей: 1.возникает когда неформализованные служебные отношения носят функциональный хар-р и сущ такая разновидность параллейно с формальной орг-цией дополняя ее. 2. Возникает на основе межличностных взаимоотношений в силу взаимных симпатий, уважения, привычек, увлечений, то что не связано с функц-ми обязанностями.
Потенциальные достоинства НГ: делает более эффективной саму орг-цию, облегчает упр-кую деят-ть м-ра, улучшает систему коммуникаций, служит клапаном для эмоций работников, способствуя уменьшению стрессов и конфликтности, способствует сотрудничеству и кооперированию внутри орг-ции.
Проблемы НГ: создают благоприятную атмосферу для нежелательных установок и распространению слухов, затрудняет осущ-ние изменений внутри орг-ции т.к основывается на стереотипном мышлении, могут возникать конфликтные ситуации, негативно могут воздействовать на поведение людей и их самооценку, могут ослаблять мотивацию персонала и удовлетворенность трудовым процессом.
У НГ.
На жизнь НГ оказывает влияние принципы групповой динамики к которым относят 5 основных элементов:
1.цели Г
2.нормы Г
3.струткрура Г и лидерство
4.уровень сплоченности в Г
5.фаза развития Г.
В дополнение к групповой динамики оказывает влияние ряд дополн факторов:
1.размер Г- Г насчитывающие численность 5-10 как более работают наиболее эффективно.
2.состав Г под которым понимается качество Г, определяемые точками зрения челов Г подходами которые они принимают при разрабатывании решении. Эффективной считается разноплановый состав Г.
3.групповые нормы – нормы принятые в Г оказывают влияние как на саму Г так и деят-ть отдельных личностей, особую роль в выработке норм и их поддержании относится к лидеру Г.
4.сплоченность Г- мера тяготения членов Г к друг другу и к Г в целом. Уровень сплоченности в Г зависит от типа орг-ной культуры выработанной внутри Г.
5.конфликтность в Г- различие во мнениях приводят к большей эфф-ти работы в Г одновременно повышает уровень конфликтности в Г, но для Г негативны межличностные конфликты.
6. статус членов Г- помимо статуса в орг-ной иерархии человек в Г обладает возрастным статусом, экспертным, имеджевым статусом.
Для НГ 2 типа ролей выполняемых в Г. Роли могут быть целевыми и поддерживающими, целевые роли нужны в Г для отбора групповых задач и их выполнения. Поддерживающие рои определяются поведением которое способствует эфф-ти деят-ти Г. Высокой уровень согласованности членов Г и эфф-ти их арботы свидетельствует о развитии НГ до уровня согласованной команды. Однако согласованная команда уже переходит в стадию формальной Г и поэтому мы ее не можем считать НГ. НГ создающиеся стихийно в орг-ции могут не только совпадать но и могут противоречить структуре формальной орг-ции внутри орг-ным отношениям, целям и задачам формальных структур.
Лидерство-..
Лидерство это процесс связанный с деят-тью лидера. Т.е авторитетного члена коллектива, обладающего юр.или неформальной властью. Лидеры могут быть формальными-назначаемыми сверху, и неформальными- те кого выбирает сам коллектив. Оптимальным вариант если они в одном лице.
Функции выподняемые в орг-ции:
1.постановка целей перед другими участниками коллеткива.
2.нахождение средств для реализации поставленных целей.
3.мотивация членов коллектив к определенному поведению или модификация этого поведения.
4.соорг-ция –направленность усилий коллектива на достижение целей.
5.формирование единых норм и правил орг-ной культуры.
Лидер и менеджер.
Лидер- тот кто эффективно влияет на людей (неформальный рукоыодитель в коллективе).
Менеджер- эффективный управленец (формальный руководитель). Следовательно лидерстов и м-т в орг-ции это 2 отдельных системы действий которые взаимно дополняют друг друга.
Отличия между лидером и менеджером согласно подходу Баннера:
Признаки хар-ные для менеджера | Для лидера. |
администратор | инноватор |
поручает | Вдохновляет |
Работает по целям других | Работает по своим целям |
Основа действий- план | Видение преспективы. |
Полагается на систему | На людей |
Использует доводы для обоснования | Использует эмоции |
Контролирует задания | Доверяет при выполнении задания |
Поддерживает инновации дает импульс инновациям
Профессионал энтузиаст
Принимает решения претворяет решения в реальность
Делает дело правильно делает правильное дело
Уважаем обожаем.
Лидерство- дополнение к менеджменту но не заменяет его.
Лидер применяется в большей мере в тех орг-циях где вводятся изменения. Новой экономике нужен принципиально новый менджер. Этот новый подход заключается в том что соврменный менеджер он вкл 3 составных части:
Нарисовала три кружочка которые соединяются в серелинке как в знаке у зачарованных, кружочки 1, 2, 3.
1-менеджмент
2- свойства лидерства
3-коучинг – способствует повышении ю эфф-ти (в переводе – тренировка).
Концепции лидерства.
Выделяются 3 основных подхода к пониманию сущности лидерства в менеджменте.
1.подход с поиции личностных качеств. (теория велиуких людей). Суть- лидер обладает определенным набором общих для всех лидеров качеств. Лидерские качества могут быть переданы по наследству а могут быть получены в процессе воспитания. Начиная с 40х 20века до сегодняшнего времени ученые не пришли к единому мнению об этих ебанутых качеств лидера.
2.поведенческий подход: эффективность лидера определяется не столько личностными качествами а больше манерой поведения данного человека или стилем лидера. Стиль лидера- обычная манера поведения руководителя который оказывает влияние на своих подчиненных, выделяют 3 стиля: авторитарный (автократичный)- рук-ль навязывает свою волю исполнителям необращая внимания на их мнения при этом оказавыается давление на подчиненных и влияя на подчиненных рук-ль аперирует к низшим потребностям.
Демократический- рук-ль прислушивается к мнению подчиненных при принятии решений он оперирует к более высоким потребностям людей. Но при использовании такого стиля должны быть четко организованна система контроля.
Либеральный стиль – он предполагает практически полную свободу исполнителе при приянтии решений.
Нарисовала стрелочку и с тремя точками и вообщем последняя точка ближе к стрелочке –авторитарный и тд.
МакГрегор выделил предпосылки авторитарного рук-ля в теорию Х:
- У людей нет честолюбия пытаются избавится от ответ-ти , предпочитая чтобы ими руководители.
- Люди больше всего на свете хотят быть защищенными.
- Люди изначально не люят трудится и при любой возможности пытаются избавится от работы.
- Чтобы заставить людей трудится необходимо испол принуждениея. Контроль и угрозу наказаний.
Теория У:
Демократичный стиль рук-ля.
- Труд это процесс естественный, и если условия благоприятные для труда то люди не только принимают на себя отвественность но и будут стремится к ней.
- Если люди приобрещены к общ целям, то они будут использовать систему самоупр-ния и самоконтроля.
- Приобщение к общим орг-ным целям явл функцией вонаграждения людей.
- Способность к творческому решению проблем у людей встречается часто, но интеллектуальный потенциал человека на практике используется лишь частично.
Теория Z.
Орг-ции де доминируют демократичный стиль лидерства хар-ся высокой степенью децентрализацией полномоций- подчиненные активно принимают участие в УР и пользуются широкой свободой при выполнении заданий. Контроль над выполнением работы осущ-ся в процессе ее завершения.
Все стили рук-ва должны быть использованы но рук-ль должен определять какой именно стиль надо использовать
Основным недостатком поведенческой концепции лидерства явл тенденция к восприятию только одного стиля поведения лидера. Но праткика показала что несущ единого оптимального стиля рук-ва. Оптимальным будет тот стиль кот эфыективен в данной ситуации.
Ситуационный подход:
Неличностный качества лидера не стиль руководства выбранный конкретным рук-лем не дают .. для того чтобы они были гарантировано эффективны они должны быть дополнены ситуационными факторами к которым относятся потребности и личностные качества подчиненных, хар-р выполняемого задания, требования и воздействия внешней среды, имеющаяся у рук-ля информация.
Он говорит о том что рук-ль – лидер должен уметь себя вести по-разному в разных ситуациях. Адаптивный к ситуациям стиль руководства.
Харизматичный и преобразующий лидер.
Традиционное понимание харизма основывается на представлении о наличии у человека некоторых врожденных качеств. Есть подход согласно которому личностные качества воспитываются.
Преобразующее лидерство- использовано в конце 80х Титчем и ДеВанной. Эффективными преобразующими лидерами обладают качествами:
- Они явл носителям перемен
- Обладают смелостью и мужеством.
- Верой в людей.
- Они движут фундаментальными ценностыми.
- Такие люи учаться всю жизнь.
- Способны справляьтся со сложными и неопределенными ситуациями.
- Обладают видением перспективы.
Лидеров можно разделить на 2 группы:
1 группа- игроки- они обладают своим личностным даром благодаря внешним проявлениям, у них нет стойких взглядов и убеждений и поэтому они легко.. игроки используют свои личностные качества рпеимущественно в личных целях и за их внешнем благородством кроется личный интерес. Актеры по жизни. Карьеристы.
2 группа-открыты лидеры.живут интересом коллектива,могут руководстоваваться обстоятельствами,их суть отлична от игрока.,настоящие лидеры,взаимоотношения строятся на искренности и интересах других людей. Пользуются авторитетом.
……..
Тема 11: культура и стиль менеджмента.
- Орг-ная культура ее развитие и типы.
Термин ОК появился в конце 70х 20в и в начале 21 века становится центром внимания исследований по м-ту.
ОК понимается ценности и нормы разделяемые большинством членов орг-ции, а также внешне проявления и стиль поведения.
Открытие феномена ОК один из немногих случаев в м-те когда теоретические исследования опередили практические. Развитая ОК положительбно сказывается на эффективности деят-ти орг-ции: мотивацию персонала, имидж орг-ции у клиента, репутацию работодателя.
По отношению к развитию к орг-ции ОК выполняет функции:
-охранная функция- создает барьер ограждающий орг-цию от нежелательного внешнего воздействия, реализуется через запреты и ограничивающие нормы поведения.
-интегрирующая – она формирует чувство принадлежности сотрудника к данной орг-ции, позволяет решать кадровые вопросы.
-регулирующая – поддерживает необходимые правила и нормы поведения внутри орг-ции а также выстраивает эти правила и нормы по отношению к внешней среде. Явл гарантией стабильности деят-ти орг-ции и предотвращает нежелательные конфликты.
-адаптивная- облегчает присособление членов орг-ции друг к другу. Реализуется через общие нормы поведения ритуалы, обряды, проявляется в воспитании сотрудников.
- ориентирующая- направляет деят-ть орг-ции и сотрудников к определенной цели в едином русле.
- мотивирующая- создает определенные стимулы поведения человека.
- функция формирования имиджа орг-ции.
Элементы ОК:
1.поведенческие стереотипы: общий язык, обычаи и традиции, ритуалы.
2.групповые нормы поведения: стандарты и обычаи которые регламентируют поведение отдельных членов групп.
3.провозглашаемые ценности орг-ции: озвучены данной орг-цией как наиболее значимые.
4.философия орг-ции: наиболее общие поэтические и идеологичсеие принципы которые определяют действенные отншения с точки зрения сотрудников клиентов поставщиков и конкурентов.
5.правила игры: правила поведения в отношении трудовой деят-ти, традиции и ограничения для сотрудников.
6.орг-ный климат: эмоциональные чувства которые воникают между членами орг-ции.
ОК содержит набор как субъективных так и объективных элементов.
Субъективные- различные традиции ритуалы, табу, и иные элементы связанные с нормами общения. Объективные- те элементы которые отражают материальную сторону жизненного цикла орг-ции.
Существует несколько уровней функционирования ОК.
1.поверхностный- традиции эмблема лозунги.
2.промежуточный- ценности и веровония орг-ции
3.глубинный – философия орг-ции.
Разработано несколько типологий ОК
Типология предложенная кимом камероном и Р. Уинном.
В данной типологии ОК выстраивается на сонове сочетания 2 факторов: 1.требования внешеней среды 2.фокус-стратегии.
Фокус тра | ||
Адаптивная (предпринимательская культура | Культура стратегической задачи | |
Клановая культура | Бюрократическая |
Орг-ции с адаптивной культуры ориентированы на потребителей и партнеров, способны быстро реагировать на изменение внешней среды, для таких орг-ций хар-ны инновационность, гибкость орг.структуры и инициативность сотрудников.
Орг-ции 2 ориентированы на относительно стабильные рыночные сегменты и потребительские группы, четко прописаны цели, которые напрямую связаны с ростом продаж и увеличением доли рынка, они хар-ся четко разработонными технологиями работы и четкое разделение труда.
Клановая культура ориентированы на вовлеченность каждого сотрудника в общую целевую задачу орг-ции в основе лежит коллективная ответ-ть. Критерием успеха такой орг-ции- степень удовлетворенности трудовой деят-тью и уровень причастности к трудовой деят-ти.
Орг-ции с бюрократической ок – стабильна к внешеней и внутренней среде, основана на выверенных и установленных правилах поведения определенными внутренними нормами правилами и традициями.
Типология основанная на доминировании тех или иных элементов (ч.хэнди).
Выделены 4 типа ОКкотрые он ассоциирует с греческими богами.
1.культура клуба (культура зевса)- лидера обладающего властью и употребляющего ею. Домиирует ру-ль который оказывает непосредственное влияние на деят-ть орг-ции.
2.культура роли (процедуры)- культура апполона.- вся деят-ть орг-ции ргламентирована и четко формализована, определены должностные обязанности.
3.тип культуры задач- афина- внимание ируководство сотрудников сконцентировано на выполнении отдельных проектных задач, поэтому орг.структура и культура строится вокруг команд или проектных групп.
4.интуитивная культура- дионис- личностный подход,
Разновидности и тенденции развития стилей управления.
Стиль У- типичная манера и способ поведения менеджера.
Стили У:
- Авторитарный. Вся полнота власти находится в руках рук-ля, и все решения он принимает единоначально. Необходим этот стиль в кризисных ситуациях. Когда решения должны приниматься быстр быть четко скоординорованными. Положительное: не требует дополнительных материальных затрат, позволяет быстро наладить взаимодействия между подразделениями и сотрудниками. Отрицательное: подавляется инициатива сотрудников, требуется громосткая система контроля за исполнением решений, повышает степень бюрократизации в орг-ции. долгое использование этого стиля снижает эфф-ть деят-ти орг-ции.
- Демократический. Предполагает делегирование рук-лем части своих полномочий подчиненным и принятие решений происходит на коллегиальной основе. Наиболее эффективен при стабильной деят-ти орг-ции и ее стремлении к инновациям. Положительное: стимулирует творческую деят-ть в орг-ции, снижает недовольство сотрудников от принятых решений, повышает мотивацию труда, улучшает психологический климат в коллективе т.к повышает удовлетворенность работников от своей деят-ти. Отрицательное: не сущ жесткого централизованного контроля, ответ-ть перекладывается с одного сотрудника на другого, затягивается процесс принятия решений и их выполнения.
- Либеральный. Осущ практически без участия рук-ля. Возможен при высоком уровне профессиональной квалификации сотрудников, и низком уровне квал-ции рук-ля, сотрудникам предоставляется полная свобода действий что в результате может привести к анархии,
Разновидности классических стилей У:
Авторитарный: диктаторский, автократический- м-р имеет в своем распоряжении обширный аппарат власти, бюрократический- авторитет м-ра базируется на формальном иерархическом его положении, патриархальный- м-р имеет авторитет главы семьи, сотрудники неограниченно доверяют, благосклонный- м-р использует свои харизматические возможности.
Демократический: коммуникационный- принятие решений осущ путем согласования между рук-лем и его сотрудниками, консультативный- совещательный уровень согласования, совместное решение- м-р ставит проблему, указывает ограничения, а сотрудники сами принимают решения, м-р имеет право вето.
Решетка стилей руководства блейка и моуттона.
Управ-кая решетка разработанная Блейком и Моутоном дает возможность определить стиль управления используемый в орг-ции.
Одна из осей решетки отражает ориентацию на коллектив. Другая имеет значение направленности на производственную задачу. Исходя из решетки выводится 5 стандартных стилей У.
Хуйня надо посмотреть в инете.
1.9 | 9.9 | ||||||||
5.5 | |||||||||
1.1 | 9.1 |
1.1 стиль рук-ва не ориентированный ни на высокие трудовые достижении ни на заботу о межличностных отношениях.
1.9 при котором для межличностных отношений создана оптимальная атмосфера, трудовым достижениям уделяется мало внимания.
5.5 направленный на средние трудовые достижения и среднюю удовлетворенность сотрудников.
9.1 ориентирован на высокую производ-ть труда но не предполагающий заботу о межличностных отношениях.
9.9 стиль руководства нацеленный на высокие трудовые достижения и высокую удовлетворенность сотрудников.
Факторы неосуществимости стиля 9.9
- низкий уровень образования сотрудников
- недостаточная упр-кая подготовленность рук-лей
- низкая идентификация сотрудников с теми задачами кот они должны решать
- низкий уровень инворматизации
- традиционный стиль мышления сотрудниковкот обуславливает их низкую степень кответ-ти
- разные ценности рук-ля и сотрудников
понятие и процесс формирования имиджа.
Имидж- стереотипный образ конкретного объекта существующий в массовом сознании.
Его можно применить как к отдельной личности так и к орг-ции.
Ввел болдуинг
Типологии имиджа:
Индивидуальный: самоимидж, воспринимаемый имидж, требуемый имидж.
Корпоративный: внешний, внутренний.
Состовляющие имиджа:
Основная
Сопутствующая- характер и стиль отношения с клиентами, тип и уровень орг-ной культуры, представление о стиле орг-ции, образ персонала орг-ции.
Самоменеджмент.
Это усилие м-ра по усовершенствованию самого себя.
Основные правила:
- постановка четких целей
- планирование
- принятие решений
- реализация и орг-ция
- контроль.
Современный м-р должен уемть:
Планировать свою личную работу
Организовывать свое рабочее место
Уметь работать с инормацией
Выступать публично
Управлять своим эмоционально-волевым потенциалом
Формулировать жизненные цели
Анализировать эфф-ть использования своего времени и находить резервы его оптимизации
Находить и получать хорошую работу.
Модели поведении и авторитет м-ра.
Модель деят-ти м-ра минцберга.
-роль главы орг-ции
-роль лидера
-роль связующего звена
-роль наблюдателя
-роль проводника
-оратора
-предпринимателя
-пожарного
-распределителя ресурсов
-участника переговоров
-м-р как подчиненный
-м-р как работник.
-управленец, лидер, дипломат, воспитатель, человек.