Субъекты рынка труда

 

Субъектами рынка труда являются предприниматели, объединения предпринимателей, наемные работники, профсоюзы, объединения профсоюзов и иные объединения работников, а также государство в лице его уполномоченных органов.

Предприниматели и наемные работники имеют изначально различные интересы на рынке труда. Предприниматели, являясь одновременно работодателями, заинтересованы в достижении своих целей с использованием рабочей силы, что предполагает четкое и неукоснительное выполнение работниками своей трудовой функции, соблюдение ими трудовой дисциплины под постоянным контролем со стороны работодателя. Наемные работники заинтересованы в обеспечении безопасных условий труда и улучшении социальных гарантий. Функционирование рынка труда необходимо для того, чтобы поддерживать баланс данных интересов.

Государственные органы выступают на рынке труда в целях обеспечения социальной политики государства, реализации социально-экономических прав граждан и, в конечном счете, совершенствования механизма функционирования рынка труда.

Особенности правового статуса предпринимателя на рынке труда обусловлены тем, что функционирование предпринимателя (коллективного и индивидуального) на рынке труда связано непосредственно с его предпринимательской деятельностью. Предприниматель выступает на рынке труда прежде всего как лицо, создающее рабочие места и обеспечивающее занятость населения. Свобода предпринимательской деятельности предполагает наличие у предпринимателя ряда конкретных правомочий, позволяющих ему в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения - подбор, расстановку и увольнение персонала. Ограничения, направленные против произвольного увольнения работодателем работника, как указал Конституционный Суд РФ, не должны, однако, вести к искажению самого существа свободы предпринимательской деятельности*(858).

Предприниматель выступает на рынке труда как лицо, использующее рабочую силу для достижения результатов предпринимательской деятельности. Поэтому в данном случае о предпринимателе принято говорить как о работодателе (нанимателе). Работодателем является предприниматель, вступающий во взаимоотношения с наемными работниками по поводу установления, изменения или прекращения трудовых отношений. Предприниматель признается работодателем уже на стадии поиска и подбора кадров, т.е. до заключения индивидуального трудового договора с наемным работником.

Права и обязанности работодателя обусловлены прежде всего гарантиями прав граждан на труд и законодательно установленными правами работающих по найму работников (ст.1 ТК РФ). Например, работодателям запрещено необоснованно отказывать в приеме на работу. Не допускается также какое-либо прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, места жительства, религиозных убеждений, принадлежности к общественным организациям (ст.3 ТК РФ).

Обязанности наемного работника возникают на основе трудового договора c работодателем. Работник обязан выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, распоряжениям руководителей различных уровней, выполнять требования учредительных и иных внутренних документов организации, соблюдать трудовую дисциплину. Работниками и профессиональными союзами могут быть приняты на себя и иные обязанности в соответствии с коллективными договорами и соглашениями, однако здесь возможности работодателя ограничены, так как условия коллективных договоров и соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, являются недействительными (ст.3 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях").

Работники, наоборот, посредством заключения коллективного договора или соглашения получают большие возможности установления для себя справедливых социально-экономических условий труда и отдыха. Российский законодатель недостаточно защищает интересы работодателей, поскольку обязывает их заключать коллективные договоры и соглашения (ст.22 ТК РФ). Если разногласия не будут разрешены путем проведения примирительных процедур (их срок не превышает нескольких дней), работники имеют право на забастовку, что может повлечь причинение предпринимателю убытков. Угроза возникновения таких убытков заставляет предпринимателя идти на уступки работникам, что нарушает принцип равноправия сторон социального партнерства (ст.24 ТК РФ). В странах англо-американской традиции права работодатель не обязан соглашаться на заключение коллективного договора*(859), что представляется более справедливым.

Взаимоотношения субъектов рынка труда реализуются на трех основных стадиях функционирования предпринимателя на рынке труда: при найме рабочей силы, при установлении или изменении условий труда, т.е. в рамках трудовых отношений, и при увольнении (высвобождении) наемных работников.

Деятельность работодателя на рынке труда начинается со сбора информации о предложении рабочей силы по категориям работников в зависимости от профессии, специальности, квалификации. В связи с этим работодатели вступают в отношения с органами федеральной службы занятости, частными организациями, работающими в сфере найма персонала, профсоюзами и потенциальными работниками напрямую с помощью средств массовой информации.

Основными условиями эффективного найма персонала являются:

1) профессиональная подготовка, позволяющая работникам как можно скорее найти работу;

2) улучшение качества информации о наличии рабочих мест;

3) запрет любых форм дискриминации при приеме на работу.

Содействие найму персонала оказывают частные организации, работающие в сфере найма персонала, к которым относятся биржи труда, службы занятости, службы трудоустройства, службы содействия найму, частные посреднические агентства и т.д. Деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуществляется на основании лицензий.

Особое значение на рынке труда приобретают кадровые службы работодателей, специально занимающиеся подбором и подготовкой кадров для компании. В сферу их деятельности входит решение всех вопросов трудовых отношений, занятости, управления персоналом, заработной платы, обучения, подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации, а также формирование банка данных о претендентах. Деятельность кадровых служб определяется такими факторами, как стратегия развития компании, определяемая ее высшим руководством, и положение компании на рынке рабочей силы.

При найме персонала работодателю необходимо учитывать требования законодательства, ситуацию на рынке труда и политику государства по вопросам занятости и безработицы.

Безработица представляет собой социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве. Безработица порождает множество социальных, экономических, психологических и иных проблем. В случае роста безработицы снижается покупательная способность и уровень жизни значительной части населения, организации теряют квалифицированные кадры, увеличивается риск социальной напряженности, дополнительные государственные расходы на поддержку безработных усиливает налоговое бремя на предпринимателей и занятых работников. Политика занятости является неотъемлемой частью социально-экономической политики государства в целом.

Важным элементом содержания отношений между работниками и работодателями является социальное партнерство, которое представляет собой систему взаимоотношений между работниками и работодателями, направленную на обеспечение согласования (баланса) интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст.23 ТК РФ). Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:

1) коллективные переговоры и консультации по подготовке и заключению проектов коллективных договоров, соглашений и по другим вопросам регулирования трудовых отношений;

2) участие работников, их представителей в управлении организацией;

3) досудебное разрешение трудовых споров.

Признание системы социального партнерства как одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений (ст.2 ТК РФ) имеет большое значение в определении государственных приоритетов в сфере труда. Социальное партнерство, основным принципом которого является равноправие сторон (ст.24 ТК РФ), ставит работника и работодателя в равное положение, не допуская умаления прав и свобод каждой из сторон трудовых отношений (существующих и тех, которые могут возникнуть в будущем между конкретным работником и работодателем). Теория экономического неравенства ("работник - более слабая сторона, чем работодатель"), о котором всегда говорят сторонники марксистской теории рынка труда, не нашла своего отражения в законодательстве: обязательные требования к работодателям связаны не с социальными гарантиями, а с обеспечением прав и свобод человека прежде всего в сфере труда (см. ст.2 ТК РФ). Это еще раз подтверждает то, что, создавая стоимость, труд, тем не менее, не создает и не учитывает потребительской стоимости продукта, поэтому принятие всеми работниками управленческих решений не является целесообразным. Данное полномочие должно быть предоставлено только тем работникам (менеджерам), которые специально наделены управленческими функциями.