Вопрос 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности.

Принципы ОРД - это руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области ОРД и отражающие политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительна сущности, цели, задач, и процедур осуществления ОРД.

Конституционный принцип законности непосредственно указам в ст. 3 ФЗ об ОРД и находит преломление в ОРД в том, что эта деятельность проводится исключительно субъектами, уполномоченными на то ФЗ об ОРД, УПК, УИК, ФЗ об органах ФСБ России, Законом о милиции и другими законами; никакие события и ничьи деяния не могут стать

объектом сыска, а также никто не может подвергаться воздействию сыскных средств, методов и действий иначе как по решению оперативника (следователя и др.), принятому в соответствии с оперативно-розыскным законодательством; недопустимо в работе оперативных подразделений и оперативников нарушать требования и предписания, закрепленные в действующих законодательных и ведомственных нормативных правовых актах, которыми они руководствуются при осуществлении ОРМ (в частности, возможность ограничения конституционных прав человека и гражданина лицами, участвующими в ОРД, исключительно по основаниям, указанным в ФЗ об ОРД); необходимо выявлять, пресекать и устранять такие нарушения, а также устанавливать причины и условия, им способствующие, привлекать к ответственности должностных и иных лиц, виновных в нарушении законности, разрабатывать и принимать меры, направленные на устранение причин и условии нарушения законности; ответственность в случае нарушения законности неотвратима, и др.

Законность в ОРД гарантируется проведением вневедомственного контроля, включая судебный, а также осуществлением прокурорского надзора.

Принцип гуманизма. В ОРД принцип гуманизма - один из присущих данной деятельности общеправовых принципов, вытекающий из оперативно-розыскной практики и содержания норм законодательства в области ОРД. Он отражает всего несколько сторон гуманизма в праве: уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина (см. ст. 3, 5; ч. 2 и 4 ст. 8; ч. 3 ст. 10; п. 1 ч. 1 ст. 14 ФЗ об ОРД), предупредительный характер ОРД (см. ст. 2, ч. 1 ст. 10 ФЗ об ОРД), осуществление ОРМ в исключительных случаях, т.е. тогда, когда иными мерами невозможна или объективно затруднена защита охраняемых интересов от преступных посягательств (см. ст. 3 и 4 ст. 8 ФЗ об ОРД).

Принцип равенства прав человека и гражданина перед законом в ОРД закреплен в ФЗ об ОРД в виде положения о равенстве всех граждан перед оперативно-розыскным законом вне зависимости от гражданства, национальности, пола, места жительства, имущественного, должностного и социального положения и др. (см. ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД).

Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в ОРД. На этот принцип законодатель указал особо. Кроме его упоминания в ст. 3 ФЗ об ОРД он конкретизирован в предписаниях ст. 5 «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности». В частности Законом гарантируется следующее:

лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий оперативно-розыскной орган, прокурору или в суд;

лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, т.е. в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления, или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении него ОРМ и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации (в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны);

оперативно-розыскной орган (ОРО) обязан, предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю (за исключением сведении о лицах, внедренных в ОПГ, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе).

Принцип оперативности (наступательности) выработан оперативно-розыскной практикой и вытекает из содержания норм законодательства в области ОРД (см., например, ст.1, абз. 1 ст. 2, п.1 ст. 14 ФЗ об ОРД). Под оперативностью понимается

система характеризующих ОРД качеств, в которую входят быстрота и непрерывность ОРД, активность ее участников, согласованность и массированность привлекаемых сил и средств.

Оперативность состоит в том, что оперативники и иные должностные лица в ОРД обязаны (в пределах своей компетенции): проводить действенную работу по предупреждению совершения преступлении; проявлять инициативу в их обнаружении; своевременно и обоснованно заводить дела оперативного учета; предпринимать все предусмотренные оперативно-розыскным законом действия для установления лиц, намеревающихся совершить или совершивших преступление, с целью создания условий для последующего неотвратимого применения к ним мер, предусмотренных УПК, а также выяснять причины совершения преступлении и условия, способствовавшие и способствующие их совершению.

Принцип привлечения конфидентов к ОРД отражает один из ее сущностных аспектов (см., например, ст. 1, п. 2 ч. I ст. 15, ст. 17 и 18 ФЗ об ОРД).

Конфидент - обобщенное название категории физических лиц, участников ОРД (агенты, штатные негласные сотрудники оперативно-розыскных органов и др.), которые вступили на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством в области ОРД, в отношения тайного сотрудничества с оперативно-розыскным органом в лице его представителя - оперативника, выступающего от имени и по поручению России, для оказания ему содействия в решении конкретных задач ОРД.

Без использования в ОРД конфидентов она как таковая перестанет существовать и воплотится в иной вид социально полезной юридической деятельности (прежде всего, в уголовно-процессуальную). ОРО и оперативники в достижении целей ОРД опираются на конфиденциальное содействие отдельных лиц (см. ст. 17 ФЗ об ОРД).

Важнейшим профессиональным принципом ОРД, отражающим ее предупредительно-поисковую направленность и особенности ее осуществления при решении задач защиты от преступных посягательств, является принцип конспирации.

Объективная необходимость соблюдения конспирации в ОРД обусловлена тайным, замаскированным способом подготовки, совершения и сокрытия ряда умышленных преступлений, криминальным противодействием организованных преступных групп (ОПГ) и противодействием организованных преступных сообществ (ОПС) правоохранительным мерам государства и необходимостью в связи с этим надежного обеспечения безопасности субъектов ОРД, потребностью неразглашения поступивших в ходе осуществления ОРМ сведений, затрагивающих честь, достоинство и репутацию граждан.

Надлежащая конспирация в ОРД обеспечивается:

нормативным регулированием правил конспирации, обеспечивающих оптимальные условия осуществления агентурно-оперативной работы, четко контролируемую процедуру получения первичной негласной информации, ее хранения, анализа и практического использования, допуска сотрудников к участию в ОРД или доступа к материалам, полученным в результате ее осуществления;

оптимизацией организационно-структурного и функционального построения ОРО, создающих благоприятные условия для формирования и использования негласного аппарата на всех этапах агентурной работы при условии максимального сокращения звеньев приема-передачи оперативной информации и круга лиц, имеющих к ней доступ;

разработкой правил информационного взаимодействия отраслевых оперативных подразделений с оперативно-поисковыми и оперативно-техническими подразделениями внутри субъектов ОРД и между ОРО, обеспечивающими конспиративность негласных источников информации и скрытость осуществления совместных либо согласованных ОРМ;

установлением и поддержанием должного режима функционирования оперативно-розыскных, информационных, статистических, учетно-финансовых и иных

подразделений, работающих с закрытой информацией, имеющею целью создание условий, исключающих криминальное проникновение к банкам оперативной информации или ее утечку;

научно-методической разработкой вопросов организации и тактики проведения ОРМ, требующих обеспечения их конспирации в соответствии с оперативно-розыскным законодательством;

профессиональным обучением и воспитанием кадров руководящего и оперативного состава ОРО правилам и тактическим приемам конспирации, выявления и локализации проводимых преступниками контрагентурных и иных мер криминального противодействия.

Принцип вневедомственного (внешнего) контроля. Он реализуется, прежде всего, в предписаниях ст. 20 и 21 ФЗ об ОРД. Согласно этому принципу ОРД не может и не должна протекать вне контроля общества, вне контроля всех ветвей власти.

Принцип соразмерности оперативно-розыскного реагирования означает, что: а) ОРД- вынужденное средство, применяемое согласно воле законодателя для защиты от преступных посягательств. Поэтому ОРМ целесообразны только в том случае, когда иные законные меры исчерпаны или они недейственны для обеспечения безопасности охраняемых объектов; б) характер ОРМ должен соответствовать характеру и степени общественной опасности деяния, по которому оно проводится. С учетом этого принципа все ОРМ классифицируют на три категории. Причем некоторые из них допустимо проводить для обнаружения не всех преступлений, а исключительно тяжких -оперативный эксперимент, другие - не ограничивая конституционные права граждан, и т.п.

Этот принцип ОРД вытекает из конституционного предписания, согласно Которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо к целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (см. ч. 3 ст. 55 Конституции).

 

Подготовил:

преподаватель кафедры ОРОиК в УИС

майор внутренней службы _______________________________ Н.Ю. Аверкин