Общая характеристика плавания в Мировом океане и влияние физических процессов в океане на судно и выбор морских путей
Изучение условий плавания в Мировом океане или его районах сводится к рассмотрению физико-гидрологических процессов, протекающих в воздушной и водной средах, и степени их воздействия на судно.
В основе методов изучения лежит непременное условие рассматривать все элементы, характеризующие эти явления, в комплексе. Для удобства остановимся каждом элементе в отдельности.
Метеорологические элементы характеризуют процессы, протекающие в воздушной среде. К ним относятся: температура и влажность воздуха, туманы и осадки, атмосферное давление, ветер, циклоны и антициклоны, тропические циклоны.
Географическое распределение температур нагляднее всего изучается по месячным картам изотерм средних, максимальных и минимальных температур, которые издаются метеорологической службой.
Влияние температуры на суда заключается в том, что функцией от ее распределения является размещение ледового покрова как наиболее труднопроходимого природного препятствия. При низких температурах воздуха происходит обмерзание водяных брызг, попадающих на надводную часть судна и вызывающих обледенение, снижение скорости и уменьшение остойчивости. Ледовый покров образуется в морях Северного Ледовитого океана, а также в отдельных местах ряда северных районов Тихого океана, у берегов Антарктиды. Обледенение судов чаще наблюдается в северной части Атлантического и Тихого океанов, а также в некоторых внутренних морях: Гренландском, Норвежском, Баренцевом, Северном, Охотском.
Высокие температуры снижают мощность главных двигателей, например дизелей, для которых важен вес заряда воздуха, всасываемого в цилиндры; высокие температуры вызывают нагревание корпуса и создают сложные условия для хранения перевозимого груза.
Высокая влажность воздуха преобладает в районах с теплым климатом и в сочетании с высокой температурой, при определенных условиях, может привести к конденсации влаги в трюмах и порче грузов.
Туманом называют ухудшение видимости в приземном слое атмосферы, вызываемое сгущением в них водяных паров. При изучении карт туманов в первую очередь выясняют районы их распространения и повторяемость, которая выражается в процентах или днях за определенный период. Наибольшая повторяемость туманов в летний период наблюдается в районе Курильских островов, о. Хоккайдо и у о. Ньюфаундленд.
Осадки (дождь, снег, крупа, град и т. д.) подобно туманам ухудшают видимость. При изучении осадков обращают внимание не только на их количество, но и на число дней выпадания в определенный срок (например, в месяц).
Туманы, осадки и видимость - факторы, тесно связанные между собой. Сами по себе они не влияют на движение судна, но при большой интенсивности создают зоны плохой видимости, вынуждая судно значительно снижать скорость движения из-за возрастающей опасности столкновения со встречными судами, плавучими льдами, айсбергами и другими опасностями.
Обеспечение судов современными радионавигационными приборами снижает их зависимость от некоторых природных явлений, но не исключает необходимости их учета.
Атмосферное давление является одним из элементов погоды и обусловливает различные перемещения воздушных масс. Давление измеряется весом (пропорционально массе) вышележащего столба воздуха на единицу горизонтальной поверхности.
Распределение давления атмосферы на поверхности Земли неравномерно. Это обусловлено тем, что вес и, следовательно, давление воздуха зависит от его плотности и от широты места (с широтой изменяется сила тяжести). Изучение географического распределения давления воздуха производится по картам изобар (линии, соединяющие одинаковые значения давлений).
Ежемесячные карты изобар издаются за счет осреднения большого числа наблюдений и приводятся в специальных изданиях.
Чтобы представить циркуляцию воздушных масс над Мировым океаном, рассмотрим карты средних давлений зимних и летних месяцев.
Так, зимой характерен большой, хорошо развитый центр высокого давления над Евразией и несколько меньший по размерам и интенсивности - над западной частью Северной Америки. Менее развитые центры располагаются в южных частях Атлантического и Индийского океанов и в юго-восточной части Тихого океана.
Центры низкого давления формируются над юго-западной частью США, в Южной и Центральной Африке и в Южной Америке.
Летом большой район с низким давлением, определяющим ветер и климатический режим значительных территорий, расположен над материком Юго-Западной Азии.
Области высокого давления формируются в основном над водной поверхностью.
Анализ карт всех месяцев года показывает, что над северным полушарием происходит исчезновение зимних центров высокого давления над континентами и замена их летом на муссонные депрессии на несколько более низких широтах. Это является причиной сезонного изменения направления ветра и смены дождливых и сухих сезонов в тропических и субтропических районах.
Между давлением, скоростью и направлением ветра существует тесная зависимость. В любой точке ветер дует почти параллельно изобарам, пересекая их под небольшим углом в сторону низкого давления.
Ветром называют горизонтальное движение воздуха относительно земной поверхности. Непосредственная причина возникновения его - неравномерное распределение атмосферного давления на Земле. Из района, где давление выше, т. е. масса воздуха больше, воздух начинает перемещаться в область, где оно ниже, т. е. масса воздуха меньше.
На двух следующих рисунках (рис. 8, 9) приведены карты преобладающих ветров и повторяемости штормов на поверхности Мирового океана в январе и июле. Анализируя их по сопоставимым периодам легко заметить, что над океанами, где в течение года сохраняются постоянные центры действия атмосферы, устойчив и режим ветра (исключение составляет север Индийского океана, который находится под воздействием обширного азиатского материка).
Для материков характерны сезонные центры действия, и, соответственно, и режим ветра на большей части континентов носит сезонный характер (исключая Антарктику).
Наиболее устойчивыми в течение всего года являются ветры тропического пояса - пассаты .
Пассаты - ветры, дующие круглый год от субтропических антициклонов северного и южного полушарий в направлении приэкваторной полосы пониженного давления. В северном полушарии они имеют северо-восточное, в южном - юго-восточное направление. Вместе с восточными ветрами их повторяемость превышает 80 %, приближаясь к 100 %.
Скорость пассатных ветров обычно постоянна и составляет 5-8 м/сек, редко достигая 10 м/сек.
В экваториальной полосе пониженного давления пассатные потоки обоих полушарий принимают восточное направление (кроме Индийского океана), и ослабевают, нередко до штиля (эту зону часто называют зоной экваториального затишья). В этом районе происходит интенсивное восходящее движение воздуха, развитие мощной кучево-дождевой облачности и проходят ливневые дожди.