Инновационная деятельность в СКС
Анализ определений терминов новация, новшество, инновация, данных известными российскими и зарубежными учеными в области управления и образования позволяет сделать некоторые обобщающие выводы:
Новация представляет собой начальную стадию процесса получения новшества, как принципиально иного невиданного ранее явления. Этим явлением может быть не только новая форма деятельности, но и методический прием, который способен изменить содержание.
Реализация цепочки «новация – новшество» в практической деятельности невозможна без третьего звена инновации – действий, способствующих трансформации новации (новое, небывалое) в явление.
Таким образом, три звена новация – инновация – новшество (нововведение как синоним новшества) представляют собой законченный цикл получения новшества, в том числе социокультурного.
При этом под социокультурной новацией понимается идея, модель, способная реализоваться в социокультурную технологию, методику, услугу; а также действия по организации, регулированию, стимулированию и реализации новации. Социокультурное новшество представляет собой продукт инновационной деятельности (инновации) в виде социокультурной технологии, методики, услуги.
При этом главным условием зарождения и развития инновационных методикв социально-культурной среде всегда была и остается выработка максимально большого количества творческих идей
В силу этого любая из общепринятых социально-культурных методик, если она обладает несомненными новыми элементами и по своей направленности и характеру дополняют или изменяют в лучшую сторону традиционные подходы какой-либо своей стороной: целями, содержанием, формами и методами, отношениями и позициями участников, может претендовать на статус инновационной методики.
Суть альтернативных методик, используемых в социально-культурной сфере, во многих случаях составляет радикальный отказ как от традиционных концептуальных оснований социально-культурного процесса (социально-философских, психологических), так и от общепринятых организационных, содержательных и методических принципов и замена их другими, альтернативными.
Инновационные методики в социально-культурной сфере всегда предполагают прочную взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства.
Социально-культурные инновационные методики имеют ряд особенностей. К таким особенностям можно отнести:
- методики социально-культурной деятельности представляют собой результат коллективного творчества;
- применение инноваций в социально-культурных методиках не приносит быстрого результата, не всегда имеет ярко выраженный конкретный характер;
- применение инноваций в социально-культурных методиках обусловлено внешней средой и необходимостью внутренних изменений;
- инновации социально-культурных методик обладают широкой сферой применения.
Поскольку социально-культурные инновационные методики разнообразны по содержанию, сферам деятельности, масштабу использования, объему нововведений, для удобства рассмотрения их можно объединить в следующие группы.
Группа методик, объединенных по уровню и объему социально-культурных нововведений: методики с инновациями глобального характера, направленные на решение общечеловеческих социокультурных проблем, инновационные методики с региональными или локальными нововведениями.
Группа методик по масштабу использования нововведенийобъединяет единичные социально-культурные инновации, которые осуществляются на одном объекте, и диффузные, распространяемые на несколько или многие объекты.
Группа инновационных методик, объединенных по сферам социально-культурной деятельности: методики с нововведениями в сферах досуга, народной художественной культуры, образования, социальной защиты и реабилитации.
Инновационный технологический процесс базируется на деятельности по использованию научных знаний и практического опыта с целью получения нового или совершенствования уже существующего социально-культурного обслуживания населения.
Этот процесс состоит из нескольких этапов:
1. Анализ предстоящего нововведения, включающей в себя такие действия, как поиск и обозначение проблем, формализация инновационной идеи, предполагающая обозначение её названия, краткой сути и указание возможной области ее распространения и реализации в социально-культурной среде.
2. Разработка нововведений, определяющей цели и направленности нововведений. На данном этапе происходит сбор и обработка необходимой информации, анализ альтернативных решений. На этом этапе соединяются в единое целое все компоненты нововведения, проводится «привязка» нововведения к реальным условиям, решаются процедурные вопросы, оговаривается форма описания способов использования нововведения;
3. Развитие нововведения, включающей апробирование нововведения, проверку его адекватности реальным задачам, доработку или переработку (в зависимости от необходимости);
4. Оценка нововведения, которая является исходным пунктом дальнейшего распространения и внедрения нововведения. На этой фазе происходит оценка произведенных затрат, эффективности и, в случае достигнутых позитивных результатов, решается вопрос дальнейшего использования инновации;
5. Распространение и внедрение нововведения, включающее подготовку материалов по распространению нововведения.
Хотя с социальными инновациями человечество имело дело всегда, социально-культурная инноватика [1] появилась сравнительно недавно, вместе с развитием и расширением социально-культурной сферы. Как и везде, в социально-культурной среде инновациям присуще свойство расширять привычные представления, часто вносить кардинальные изменения в установившийся распорядок, стиль и ритм деятельности. Это неизбежно приводит к тому, что процесс внедрения инновационных методик никогда не является легким и для всех долгожданным.
Перечисленные этапы работы над нововведениями - от возникновения до внедрения в практику - представляют собой инновационный цикл, на продолжительность которого влияют факторы, вызывающие его торможение. Среди них можно выделить:
o группу факторов социально-экономического характера: дефицит финансирования, нехватка высокопрофессиональных кадров, распространение безработицы, низкий уровень жизни населения.
o группа факторов психологического характера, обусловленные наличием разнообразных барьеров мировоззренческого или информационного плана. К этой группе можно отнести консерватизм мышления работников социально-культурной сферы, отсутствие у них инициативы и творческого подхода к решению возникающих в ходе профессиональной деятельности проблем
С целью преодоления факторов, сдерживающих процесс внедрения инноваций в практику, разрабатываются специальные программы, обеспечивающие позитивное восприятие нововведений.
Одним из механизмов, ослабляющих факторы торможения инноваций, является стимулирование творчества работников. Для этого:
- создаются условия, поддерживающие творческую атмосферу в организации;
- поощряется инновационная деятельность молодых специалистов;
- проводятся регулярные конкурсы инноваций;
- оказывается материальная и моральная поддержка творческим работникам.