Понятие досуг. Виды и формы досуговых мероприятий.
Досуг-как социальное явление восходит своими истоками к периоду каменного века когда большинство праздников не отмечалось. Становление системы праздников на Руси обусловлено особенностью с\х труда:-смена времен года, продолжительность дня, сроками начала конца дня.
Досуг-это свободное время предназначается для рекреационной и восстановительной деятельности, часть нерабочего времени, за вычетом необходимого для сна и других нужд, использующаяся человеком по собственному усмотрению.
Мифы, легенды, былины и сказки служат свидетельством того что праздники были всеобщим явлением для населения. Досуг-это деятельность, которая наполняет свободное время людей.
Формы организации досуга:-общественная-индивидуальная -групповая.
Виды деятельности:-самостоятельная-общественная-потребление культурных ценностей-туризм и путешествие-спорт-развлечения-общение с людьми-общение с природой-пассивный отдых.
Характерные черты досуга:-связь с содержанием труда людей-связь с семейно бытовыми условиями-связь с индивидуальными особенностями.
Условия осуществления досуга:-свобода от ритуально социально гражданских обязанностей-четкое разделение учебы и досуга.
Формы проведения:-дополнительная работа(рукоделие), будничное безделье, смена занятий, сочетание отдыха и работы.
Социальная сущность досуга состоит в самореализации творчества и потребления духовных благ.
Выражение «свободное время» впервые появилось лишь в начале XX века, когда начинает развиваться оригинальное научно-прикладное социолого-статистическое исследование бюджетов времени. Свободное время является одной из форм социального времени, или, иначе говоря, единицей социального времени. С ним связаны такие виды деятельности, как саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей.
В настоящее время еще не выработана единая концепция свободного времени. Обозначение содержательных и функциональных границ свободного времени в настоящее время вызывает трудность, в том числе из-за того, что исследованием данной проблемы занимаются специалисты разных отраслей знания. Экономисты рассматривают свободное время как часть внерабочего, связанного с воспроизводством рабочей силы, формированием нового типа работника. Философы и социологи также рассматривают свободное время как часть внерабочего времени, но полагают, что оно направлено на совершенствование человека как работника, на его всестороннее развитие.
До сих пор в отечественной и зарубежной литературе вопрос о границах свободного времени и досуга является дискуссионным. Одни исследователи считают понятие «досуг» синонимом слова «свободное время». Одной из причин такого совмещения понятий, является сужение сферы свободного времени, когда в рамки свободного времени не входит, время, связанное с работой (время на дорогу до работы и обратно) и для поддержания жизни человека (бытовое самообслуживание, питание, сон). Например, Б.А. Грушин полагает, что свободное время является только «частью внерабочего, которое остается у человека за вычетом разного рода непреложных затрат». Б.А. Трегубов, определяет свободное время как часть внерабочего времени, направленную на всестороннее и гармоничное развитие личности.
Другие выделяют досуг как часть свободного времени. Г.И. Минц утверждает, что к «досугу относятся только те часы, которые используются для отдыха и развлечений. Время, отдаваемое учебе, общественной работе, детям и разным творческим занятиям не относятся к досугу, но являются частью свободного времени».
Мы разделяем точку зрения А.И. Кравченко, автора социологического словаря, который разводит эти сферы времяпрепровождения по следующим содержательным параметрам: «Досуг - та часть свободного времени (оно является частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению». Досуг входит как составная часть в категорию «свободное время», которое помимо досуга включает в себя время на домашний труд и самообслуживание, время на сон и еду, время на передвижение к месту работы и обратно, время, затрачиваемое на самообразование, воспитание, общественную деятельность. Этой же точки зрения придерживается и директор социологического центра по изучению досуга Ж. Дюмазедье. По его мнению, досуг можно рассмотреть как «совокупность занятий, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информированность или образование, …будучи свободным, от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей».
Для разведения понятий «досуг» и «свободное время» необходимо определить не только содержательное наполнение, но и функциональную нагрузку человеческой деятельности. Функциональная значимость досуговой деятельности выражается, прежде всего, в ее эффекте, который может предстать как в материально-предметной, так в ориентационной и коммуникативной формах. Главным качеством, характеризующим эффективность досуга, является уровень самосознания и степень самореализации индивида. Эффект представляет собой не только качественную, но и количественную характеристику поведения индивида. Он обозначает эмоциональную, познавательную и теоретическую насыщенность деятельности.
Важно отметить следующее, несмотря на то, что у Ж. Дюмазедье «досуг четко разграничивается с такими видами деятельности, как религиозные, общественные, семейные и другие обязанности», среди функций, выполняемых досугом, он наряду с отдыхом и развлечением выделяет функцию развития личности. Этот момент является важным, поскольку свидетельствует о том, что досуг не ассоциируется с бесполезным проведением времени, исключительно с «ничегонеделанием».
М. Каплан, определяя сущность досуга, говорит и о его «приобщении к ценностям культуры». Эта точка зрения подтверждается и позицией А. Шопенгауэра, который называл досуг венцом человеческого существования, так как только он делает человека полным обладателем своего «я».
Досуг - это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг - это деятельность, которой люди занимаются просто потому, что она им нравится. Вместе с тем учеными не отрицается, что все же основное предназначение досуга - рекреация. Именно необходимость в восстановлении физических и морально-психологических сил определяет потребность в досуге. Немецкий ученый Г. Клут считает: «Свободное время начинается там, где открывается возможность создать противоположный работе мир, с его собственными ценностями и притязаниями, такой мир, в котором активность человека направлена на отдых, на смягчение напряжения, на самого себя».
Из сказанного выше следует, что свободное время и досуг играют очень значимую роль в жизнедеятельности, как отдельных людей, так и общества в целом.
Итак, существуют разнообразные представления о категориях «свободного времени» и «досуга». В нашей работе, разграничивая эти понятия, мы будем исходить из следующего понимания досуга и свободного времени. Под свободным временем следует понимать массив времени, который остается у человека за вычетом рабочего времени и расходуется как на осуществление непреложных затрат (обязательной работы, настоятельных семейных и общественных обязанностей, бытовых забот, а также от необходимой физиологической жизнедеятельности) так и на отдых, восстановление сил, физическое и духовное развитие личности. Досуг, по нашему мнению, часть свободного времени, содержание которого наполнено деятельностью ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования, развития или достижения иных целей по собственному выбору, отдых или восстановление сил. Это время свободное «для», а не свободное «от».
return false">ссылка скрытаВ настоящее время необходимым условием нормальной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, восстановления работоспособности, всестороннего развития духовного мира человека, а также условием продолжения самого производства, наряду с досугом, является такой избирательный вид деятельности как рекреация.