Дидактические принципы обучения слабослышащих учащихся

Дидактические требования к педагогическому процессу во втором отделении школы для слабослышащих детей, были разработаны К.В.Комаровым и К.Г.Коровиным. Педагогические требования, сформулированные позднее как принципы, направлены на организацию педагогического процесса в условиях компенсаторно-корригирующего воздействия на слабослышащего ребёнка.

Принцип учёта социальных факторов в формировании личности слабослышащего ребёнка предполагает, что последствия нарушения слуха, привели к функциональным нарушениям всех сторон психики ребёнка. Преодоление последствий нарушения слуха возможно в условиях всестороннего воздействия на учащихся.

Специальная система обучения слабослышащих детей языку – важное средство преодоления аномального хода развития учащихся. Этот принцип вытекает из признания того, что главный фактор, определяющий аномалию слабослышащих детей, является речевое недоразвитие, носящее глубокий системный характер. Реализация этого принципа направлена на преодоление аномального развития с помощью специального обучения языку. Этому служит особая система занятий по накоплению словаря, уточнению звукового состава речи, усвоению грамматической системы языка, овладению разными видами и формами речевой деятельности, преодолению речевого недоразвития, формированию речи как средство общения и орудие мышления.

Обучение основам наук в единстве с усвоением родного языка как средства общения. Принцип вытекает из закономерностей процесса практического овладения языком, связи речевого общения со всеми видами деятельности. Суть обучения на основе данного принципа заключается в том, что овладение языком и усвоение знаний и навыков по основам наук организуются в условиях широкой и разнообразной речевой практики.

Органическое единство в решении познавательных и речевых задач специального обучения позволяет учащимся сознательно и активно усваивать знания об окружающем мире и применять их в жизни.

Принцип максимального обогащения речевой практики впервые сформулирован Р.М.Боскис. Этот принцип указывает на то, что слабослышащие дети в отличие от глухих способны в определённой мере к самостоятельному приобретению некоторого речевого опыта. Педагогический процесс в школе для слабослышащих строится таким образом, чтобы расширить возможности самостоятельного приобретения речевого опыта и скорригировать самостоятельно приобретённый речевой материал.

В основе принципа активизации разных видов деятельности учащихся в образовательном процессе лежат закономерности психического развития ребёнка, согласно которым развитие происходит как под воздействием среды, социума, так и в результате самостоятельной практической и умственной деятельности. Чем выше уровень самостоятельной активности ребёнка, тем эффективнее изменения в различных сферах его поведения.

Реализации этого принципа содействует специальная организация поведения детей: игры, труд, самообслуживание, коллективные формы деятельности, наблюдения, и т.д.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода к обучению является общедидактическим. В школе для слабослышащих он особенно важен, так как особенности данных детей проявляются в сферах, имеющих решающее значение для успешного выполнения всех учебно-воспитательных задач.

Слабослышащие учащиеся обладают характерологическими особенностями, различными природными задатками и способностями, определяющими их поведение, активность, склонностьк видам деятельности. Это обязывает каждого педагога вести систематическое психолого-педагогическое изучение детей и прежде всего их речевое развитие. На основе данных о слухоречевом развитие строятся индивидуальные занятия по ФПиРСВ.

Принцип компенсаторной направленности обучения в единстве с развитием сенсорной базы слабослышащих детей. Полисенсорная основа обучения слабослышащих детей исходит из физиологического и психологического обоснований. Анализаторная система связывает человека с окружающей средой. Деятельность анализаторной системы является базой, на основе которой формируются ЗУМ.

Построение педагогического процесса на полисенсорной основе оказывает компенсирующее влияние на развитие личности слабослышащего учащегося.

Принцип единства практического овладения системой научных знаний и обучение основам наук. Дети с нормой развития приступают к обучению в школе с сформированной готовностью. В школе для слабослышащих специфичность образовательного процесса проявляется в том, что в нём решаются задачи пропедевтического характера, обеспечивающие практическое овладение языком, расширение представлений и знания об окружающем мире.

Реализация принципа требует решения задач в органическом единстве, положительно влияющем друг на друга.

Обеспечение единства в решении пропедевтических задач и задач обучения основам наук позволяет совершенствовать познавательные возможности детей. Успехи достигнутые учащимися в освоении социального опыта, создают положительные условия для овладения ими научными понятиями. И наоборот, систематическая работа над материалом основ наук формирует психологические предпосылки для овладения социальным опытом. Этот принцип реализуется в учебных планах и программах школы слабослышащих, составленных на основе концентрического расположения материала с учётом пропедевтической работы на каждом этапе обучения.