Дополнительное образование лиц с нарушениями слуха

Система дополнительного образования, получила развитие в 90-е годы 20 века. Учреждения дополнительного образованияразделяют детей по их индивидуальным способностям и интересам. Для большинства детей создаются оптимальные условия обучения, в которых они реализуютсвои способности, осваивают новые программы.

Деятельность учрежденийдополнительного образования, детей строится на принципах: дифференциация, индивидуализация, вариативность образования; развитие творческих способностей детей; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при включении их в различные виды деятельности; ориентация на потребности общества и личности обучающегося; возможная корректировка учебной программы с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образования личности, возможности адаптации ее к современной социокультурной среде.

Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей характеризуетсяособенностями:занятия проводятся в свободное от учебы время; нарушения слуха не является причиной для отказа от приема в учреждение дополнительного образования; обучение организуется на добровольных началах всех сторон; психологическая атмосфера носит неформальный характер, не регламентируется стандартами; допускается переход уч-ся из одной группы в другую.

Такимобразом, образовательный процессв учрежденияхдополнительного образования имеет развивающий характер, направлен на развитие природных задатков, реализацию интересов детей и развитие у нихобщих, творческих и специальныхспособностей.

Основная задача педагога дополнительного образования - воспитать веру ребёнка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.

В учреждениях дополнительного образования возможно применение вариантов дифференциации: комплектование учебных групп однородного состава; внутригрупповая дифференциация (делят по уровням познавательного интереса); профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций для детей.

Главная цель дополнительного образования – персонифицировать стандартизированную государством и обществом образовательную деятельность, придать ей личностный смысл. При этом часто используют технологию проблемного обучения, которая предполагает следующую организацию: педагог создает проблемную ситуацию, организует поиск путей ее решения; ученик ставится в позицию субъекта обучения, разрешает проблемную ситуацию, приобретая новые знания, способы действия. Главное в технологии- направленность обучения на речевое общение. Основной метод обучения – диалог, речевое общение. Главная методическая особенность - субъектная позиция личности.