ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Управленческая деятельность в любой организации основана на переработке данных и производстве выходной информации, что предполагает наличие технологии преобразования исходных данных (информационного ресурса) в результативную информацию (информационный продукт). Распространяя это понятие на управленческую деятельность и учитывая специфику информационных процессов, информационная технология (ИТ) представляет собой систему методов, способов, средств сбора, передачи, обработки, накопления и представления информации. Как ИТ в целом, так и отдельные информационные процессы могут быть представлены тремя уровнями:
· концептуальный, определяет содержательный аспект ИТ;
· логический, отображается формализованным (модельным) описанием;
· физический, раскрывает программную и аппаратную реализацию информационных процессов и технологии.
Современные ИТ обеспечения управленческой деятельности предполагают использование информационных процессов, базирующихся на средствах вычислительной техники (СВТ). Под ними понимается вся совокупность форм, методов и средств автоматизации информационной деятельности в различных сферах и в первую очередь в организационно-экономическом управлении.
ИТ в наступившем тысячелетии становятся основой развития экономики и управления. Иметь доступ к информации означает большие возможности участвовать в принятии решений в экономике и управлении, основанных на информационных и коммуникационных технологиях.
По объему производства рынок ИТ занимает одно из первых мест в перечне крупнейших отраслей мировой экономики. ИТ – товар не совсем обычный, так как он может выступать в двух видах – как продукт потребления и как средство производства. В современных ИТ можно выделить следующие базовые технологии:
· технологию информационного и лингвистического обеспечения;
· технологию технического обеспечения и телекоммуникаций;
· технологию программного обеспечения.
Эти технологии взаимодействуют и объединяются при создании конкретных вариантов архитектуры вычислительных систем и сетей.
В информационном обеспечении современных ИТ выделяют:
· информационные языки;
· классификаторы;
· автоматизированные информационно-поисковые системы (ИПС);
· централизованные, локальные, распределенные банки данных;
· базы знаний;
· экспертные системы (ЭС) и др.
ИС являются основным средством, инструментарием решения задач информационного обеспечения, а соотношение понятий, связанных с информационным обеспечением, правомерно отобразить графически (рис. 5.1).
В техническом обеспечении выделяют:
· персональные, корпоративные, суперкомпьютеры;
· локальные, корпоративные, региональные, глобальные вычислительные сети;
· телеобработку данных;
· телеконференции и др.
В программном обеспечении выделяют:
· операционные системы;
· автоматизированные технологии и языки программирования;
· текстовые редакторы;
· системы управления базами данных;
· электронные таблицы;
· обработку графической и звуковой информации;
· редакционно-издательские системы;
· прикладные программы и др.
Изменения структуры и методов управления, ввод в действие новых законодательных норм и правил, активизация социальных процессов поставили на одно из приоритетных мест в России проблемы создания единого информационного пространства в регионах, поддержание его единства, полноты и актуальности. В настоящее время создание ИТ территориального управления направлено на информационное обеспечение процессов:
· интеграции региональных информационных ресурсов;
· формирования рыночной инфраструктуры;
· управления в социальной сфере (социальной защиты, социально-политических мероприятий, здравоохранения, образования, культуры);
· информационной поддержки обеспечения законности и правопорядка;
· управления в промышленности, энергоснабжении, транспорте, гостиничном, туристическом комплексе, бытовом и коммунальном обслуживании;
· создания территориальных кадастров и регистров и др.
В соответствии с этими направлениями можно определить следующие приоритетные цели территориальной информатизации:
· нормативно-правовое и документальное обеспечение органов территориального управления для повышения обоснованности и оперативности принимаемых решений;
· сбор данных по категориям населения для эффективного управления социальной инфраструктурой и упорядочения расходования бюджетных средств, направляемых на реализацию социальных программ;
· ведение единого территориального кадастра для оптимизации инженерно-строительных решений;
· ведение единого инженерного кадастра для координации деятельности инженерных служб и оперативного управления жизнеобеспечением территории;
· ведение единого имущественного кадастра для эффективного управления имуществом территории;
· мониторинг бюджета для поддержки оперативных решений в обеспечении единой системы закупок и контрактов;
· оперативное информирование населения о деятельности территориальных органов управления в обеспечении конструктивного взаимодействия с населением и др.
Указанные цели достигаются посредством создания территориальных информационных систем (ТИС). ТИС можно определить как территориально-распределенные, интегрированные системы, в которые входят информационные системы (ИС) центрального аппарата администрации, а также территориальных, отраслевых и функциональных органов управления в части, касающейся решения территориальных задач управления.
Информационная система (ИС)– организационно-техническая система, которая предназначена для выполнения информационно-вычислительных работ или предоставления информационно-вычислительных услуг, удовлетворяющих потребности системы управления и ее пользователей – управленческого персонала, внешних пользователей (инвесторов, поставщиков, покупателей) путем использования и/или создания информационных продуктов. Информационные системы существуют в рамках системы управления и полностью подчинены целям функционирования этих систем.
Под системой понимают объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как обособленная от среды совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных для достижения поставленной цели.
С позиций кибернетики процесс управления системой как направленное воздействие на ее элементы для достижения цели можно представить в виде информационного процесса, связывающего внешнюю среду, объект и субъект (систему) управления (рис. 1), где основные информационные потоки между внешней средой, объектом и субъектом управления помечены стрелками i-1, i -2, i -3, i -4 и поддерживаются ЭИС. При этом внешняя среда и объект управления информируют субъект управления о своем состоянии, субъект управления анализирует эту информацию, вырабатывает управляющее воздействие на объект управления, отвечает на возмущения внешней среды и при необходимости модифицирует цель и структуру всей системы.
Объект управления представляет собой подсистему материальных элементов экономической деятельности (сырье и материалы, оборудование, готовая продукция, работники и др.) и хозяйственных процессов (основное и вспомогательное производство, снабжение, сбыт и др.).
Субъект управления представляет собой совокупность взаимодействующих структурных подразделений экономической системы (дирекция, финансовый, производственный, снабженческий, сбытовой и другие отделы), осуществляющих следующие функции управления:
• планирование –определяет цель функционирования экономической системы на различные периоды времени (стратегическое, тактическое, оперативное планирование);
• учет –отображает состояние объекта управления в результате выполнения хозяйственных процессов;
• контроль – фиксирует отклонение учетных данных от плановых целей и нормативов;
• регулирование или оперативное управление – осуществляет оперативное управление всеми хозяйственными процессами для исключения возникающих отклонений между плановыми и учетными данными;
• анализ –определяет тенденции в работе экономической системы и резервы, которые учитываются при планировании на следующий временной период.