Электронное правительство в России

Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства на период до 2010 года была утверждена постановлением Правительства РФ от 16 августа 2007 г. в качестве дополнения к Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002–2010 гг.)». Предполагалось, что реализация мероприятий программы позволит уменьшить административную нагрузку на население и организации, повысит скорость и качество предоставляемых государственных услуг, что в свою очередь положительно отразится на общем уровне доверия населения к государству. Однако по прошествии четырех лет эксперты констатировали отсутствие практически значимых результатов в ее реализации. В 2002–2005 годах в рамках ФЦП «Электронная Россия» было выполнено всего лишь 2,5 % от общего объема запланированных проектов информатизации органов власти. Объем финансирования программы из федерального бюджета в этот период не превышал 25 % от предусмотренной суммы. В последующие годы в ФЦП неоднократно вносились существенные изменения. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ оценило возможность продления сроков действия программы на 2011–2012 годы и предложило считать это нецелесообразным.

Итак, электронное правительство в России планировалось создавать в два этапа.

1) 2008 год — разработка и утверждение необходимых правовых и технических документов и регламентов.

2) 2009–2010 годы — практическое внедрение системы в министерствах и ведомствах.

По расчетам Мининформсвязи России, социально-экономическая и бюджетная эффективность реализации концепции в период 2007–2010 годов могла составить примерно 74 млрд руб. Однако указанные сроки не были соблюдены, в результате в сентябре 2009 года в программу «Электронная Россия» было внесено очередное изменение. В ее новой редакции были определены мероприятия, цели и показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства.

Инфраструктуру электронного правительства планировалось строить на унифицированной технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной основе его функциональных элементов:

· информационных систем федеральных органов исполнительной власти;

· информационных систем субъектов РФ;

· информационных систем органов местного самоуправления;

· элементов инфраструктуры общественного доступа — центров доступа в общественных приемных;

· библиотек и ФГУП «Почта России»;

· ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания;

· сайтов государственных органов в сети Интернет;

· региональных многофункциональных центров оказания услуг.

Кроме оказания услуг для граждан и организаций и создания инфраструктуры электронного правительства предполагалось построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития, управления ходом реализации приоритетных национальных проектов. Создание такой системы, получившей название Государственная автоматизированная система «Управление», призвано было решить задачу совершенствования управления в России в рамках проведения административной реформы.

В новой редакции программы «Электронная Россия» предусматривалась реализация мероприятий по следующим основным направлениям совершенствования системы государственного управления:

· формирование системы стандартов и рекомендаций в сфере использования ИКТ в государственном управлении;

· обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия на основе ИКТ и интеграция государственных информационных систем;

· обеспечение эффективности взаимодействия органов государственной власти с населением и хозяйствующими субъектами на основе ИКТ;

· внедрение информационных систем управления деятельностью органов государственной власти;

· создание информационных систем органов государственной власти, обеспечивающих деятельность Президента РФ, Правительства РФ, а также Федерального Собрания РФ;

· создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти;

· повышение уровня квалификации, профессиональной подготовки работников органов государственной власти в сфере использования ИКТ.

Оператором создания инфраструктуры электронного правительства в 2009 году была утверждена компания «Ростелеком». В рамках создания инфраструктуры электронного правительства в 2010 году было подписано постановление Правительства РФ, определяющее срок запуска единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Главная функция этой системы — налаживание обмена между ведомствами информацией, необходимой для оказания государственных услуг населению. Документ обязывает ведомства соблюдать сроки перехода на предоставление государственных услуг в электронном виде. К системе должны будут подключиться не только федеральные, но и региональные системы межведомственного электронного взаимодействия.