Научный период: индустриальный, период систематизации, информационный

П-период - научный (1776 год - до настоящего времени) подразделяется на индустриальный период, период систематизации и информационный период.

1-период - индустриальный (1776-1856 гг.).

Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период пгзинадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления. А. Смит сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства, впервые ввел понятие классов общества (наемные рабочие, капиталисты, земельные собственники). В своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) и других работах сформулировал идею «экономического человека», главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей.

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня. В 1813 г. Р. Оуэн в «Обращении к управляющим мануфактурами» выдвигает идею о том, что руководителям следует уделять столько же внимания «живым механизмам» (работникам), сколько «неживым машинам».

В 1800-1828 гг. Оуэн, бывший в тот период управляющим ряда текстильных фабрик провел широкомасштабный социальный эксперимент. Его суть состояла в предоставлении рабочим благоустроенного жилья, улучшении условии труда, быта и отдыха, создании сети магазинов, торговавших товарами первой необходимости по доступным ценам. На фабриках, руководимых Оуэном, был повышен минимальный возраст, начиная с которого дети могли привлекаться к труду, в рабочих поселках открыты школы. При этом Оуэном руководило не только стремление к благотворительности, но и блестяще оправдавшийся экономический расчет повысить таким способом производительность труда. Оуэн первым в мире применил на фабрике методы морального стимулирования. Он привязал к станкам ленты разных цветов: красные - у лучших рабочих, зеленые - у средних, а желтые -у не выполняющих норму. Не повышая заработной платы, не вводя технических усовершенствований и не прибегая к угрозам, Оуэн добился того, что через два месяца на всех станках были красные ленты, т.е. нормы перевыполнялись всеми работниками.

Своими экспериментами Оуэн на практике опробовал идею социального парт­нерства, которая стала широко внедряться на Западе лишь спустя полтора столетия. Но свое время она обогнала настолько, что была отвергнута обществом начала XIX в. и предана забвению.

Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1883 году английский математик Ч. Беббидж разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

Бэббидж первым сформулировал концепцию разделения физического и умственного труда и составил перечень положительных моментов специализации:

• сокращение сроков овладения профессией вследствие упрощения требований
к работнику: чем больше операций содержит профессия, тем выгоднее
специализация;

• уменьшение отходов материалов в процессе обучения, поскольку оно ориентировано на овладение одной задачей;

• экономия времени из-за отсутствия смены видов деятельности;

• возможность достичь более высокого уровня квалификации и скорости работы;

• стимулирование творчества;

• обеспечение более высокой сочетаемости человека и выполняемого задания.
Кроме того, Бэббидж разработал методики:

• изучения затрат рабочего времени при осуществлении различных операций;

• сравнительного анализа работы однопрофильных предприятий;

• выявления путей повышения эффективности труда на основе статистического анализа;

• применения премиальной системы оплаты труда.

П-период - период систематизации (1856-1960 гг.).

Наука об управлении в этот период находится в постоянном движении: формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, меняются взгляды исследователей.

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось именно в этот период - время промышленной революции XIX века. Возникновение фабрик как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой большого числа людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. В результате выбирались лучшие работники, которых обучали, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах (первые менеджеры).

Наиболее яркими исследователями этого периода являются следующие авторы:

• Тейлор Ф.У., возглавивший движение научного управления и начавший
революцию в области менеджмента:

• Супруги Гилбрет, продолжившие работу Тейлора;

• Файоль А., возглавивший административную школу;

• Вебер М., предложивший концепцию «рациональной бюрократии»;

• Мэйо Э. - родоначальник школы «человеческих отношений»;

• Фоллет М.Н., проанализировавшая стили руководства и разработавшая теорию лидерства;

• Маслоу А., сформулировавший иерархическую теорию потребностей;

• МакГрегор Д., сформулировавший теорию X и У.

III-период - информационный (1960 год - до настоящего времени).

К этому периоду относятся теории управления, разработанные представителями количественной или управленческой школы, появление которой стало следствием применения в управлении математики и компьютеров. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системного (60-е гг.) и ситуационного (70-е гг.) подходов.