Опричнина

Тяготы войны обострили внутреннее положение России. Участились измены бояр, в частности, на сторону поляков пере­шёл командующий русской армией в Ливонии, личный друг царя -А. М. Курбский. В рядах московского правительства возникла бо­ярская оппозиция царю.

В обстановке роста боярских измен, неудач военных дей­ствий в Ливонии с 1565 по 1572 гг. Иван ГУ проводит политику репрессий в отношении боярства, которая получила название опричнины. Точки зрения учёных на причины опричнины различ­ны. Одна из них - взгляды царя и верхушки боярства на своё место и роль в русском обществе пришли в противоречие.

В период возвышения Москвы бояре из других княжеств стали переходить на более перспективную службу к московскому князю. Они служили московскому князю и полностью от него за­висели. В этот период отношения между московским князем и его боярами были «полюбовные».

Но в конце ХУ - начале ХУI вв. складывается новая ситуа­ция. Дед Ивана ГУ Иван III завершил объединение русских земель, удельные княжества активно ликвидировались. В Москву стали переезжать удельные князья и их бояре. Удельные князья, как Рю­риковичи, заняли видные места в Боярской думе, приказах, войске. В правление Ивана ГУ они стали играть огромную роль в управле­нии государством. И у них был свой взгляд на своё положение в обществе. Они считали, что руководить - это их законная привиле­гия, не зависящая от воли государя. Поэтому правили они от сво­его имени, а не от имени царя, при этом часто не считаясь и с его мнением.

А у Ивана ГУ было своё понимание места и роли царя в обществе. Он был глубоко религиозным человеком. В соответст­вии с православным мировоззрением, для Бога - все равны. Ни у кого нет привилегий перед Богом, есть только обязанность - спа­сти свою душу. Только царь у Бога - на особом положении. Он -помазанник, т.е. избранник, Божий. Царя избрал Господь Бог для управления Русской землёй. Царь - наместник Бога на земле. По­этому и для царя все равны, ни у кого перед царём нет никаких привилегий. Всесилие же бояр в государстве делало власть царя, наместника Вога на земле, призрачной.

Кроме того, имелись многочисленные свидетельства изме­ны боярства. В 1560 г. умерла, как подозревают от отравления боярами, любимая жена царя Анастасия Романова; в самый разгар Ливонской войны на сторону поляков перешёл командующий рус­ской армией А. М. Курбский. Ещё в 1553 г. царь тяжело заболел, но бояре отказались присягать сыну царя Дмитрию, а присягнули дя­де царя Андрею Старицкому и др.

И в 1565 г. царь принял решение - покончить с всесилием бояр. Это был хорошо рассчитанный политический маневр, опи­рающийся на вере народа в царя. Неожиданно для всех царь уез­жает со своим ближайшим окружением в Александровскую сло­боду. Территорию страны Иван ГУ делит на две части - земщину и опричнину. В опричнине царь начинает править сам вместе с оп­ричниками. Из опричнины он изгнал всех неугодных ему бояр. Начались казни бояр, уличённых в измене. Причём, казни бояр проводились на больших площадях при большом стечении народа, так как их основной целью было - запугать остальных бояр.

В течение 20 последних лет царствования Ивана Грозного опричнина охватила пол государства и разорила все удельные гнезда, разорвав связь «княжеских родов» с их удельными терри­ториями и сокрушив княжеское землевладение. Достигалось это не только системой принудительных переселений ненадежных лю­дей, но и мерами террора. Свидетельство тому Новгородский по­гром, вокняжение в 1575 году на московский престол крещеного татарского «царя» (т. е. хана) Симеона Векбулатовича и другие причуды. Так уничтожался сепаратизм феодальной знати.

Конечно вряд ли можно верить тем рассказам о казнях и жестокостям Грозного, которые занимали Европу западные аван­тюристы, побывавшие в Москве. Но нельзя не признать, что тер­рор, устроенный Иваном Грозным, был не только ужасен, но и подготовлял страну к великой смуте, междуусобной войне.

В 1572 г. Иван ГУ отменил опричнину. Воярская оппозиция и отдельные очаги сепаратизма были временно уничтожены.