Международный бизнес: сущность, развитие, характерные черты
Перед определением категории «международный менеджмент» необходимо дать понятие категории «международный бизнес», как одной из основных форм предпринимательства, заключающейся в сотрудничестве хозяйствующих субъектов 2 или более стран с целью извлечения выгоды.
Международный бизнес базируется на возможности извлечения выгод из преимуществ межстрановых деловых операций, то есть из того, что продажи данного товара в другой стране, или налаживание фирмой одной страны производства в другой, или предоставление услуг совместно фирмами двух стран — третьей и т. д. обеспечивают вовлеченным в бизнес сторонам большие преимущества, чем они бы имели, ведя дело только в своих странах. Это — ключевой момент как в понимании природы и специфики международного бизнеса, так и в объяснении возникновения и развития международного менеджмента.
Периодизация развития международного бизнеса
1. Коммерческая эра: (1500 – 1850 гг.)
Торговля колониальными товарами в Европе, был той мощнейшей движущей силой, которая более трехсот лет предопределяла развитие базовой формы международной торговли. Конечно, столь же велики были и риски этого бизнеса, связанные с опасностями далеких морских путешествий (особенно в XVI-XVIII вв.), но сама возможность получения прибылей, многократно превышающих затраты, была достаточно мощным стимулом, вовлекавшим в этот самый первый международный бизнес все новые и новые поколения предпринимателей. Более того, вместе и параллельно с ним развивалась достаточно большая сфера, которую на современном языке можно было бы назвать бизнес-сервисом — от инвестиционного и страхового (финансирование торговых экспедиций и страхование их) до инфраструктур (развитие складского и транспортного хозяйства). В это время мощный толчок получила промышленность европейских стран: от судостроения и металлообработки до переработки заморского сырья.
Принципиальное отличие международного бизнеса в коммерческой эре заключается в двух главных обстоятельствах.
Первое — то жесткое влияние, которое оказывают взаимоотношения стран на возможность и эффективность ведения бизнеса между их фирмами. Эра коммерции дает в этом смысле совершенно уникальные примеры: достаточно вспомнить абсолютную самоизоляцию Японии, начало которой относится примерно к середине XVII в., или пусть не такие крайние, но достаточно показательныев этомсмысле запреты и ограничения на работу иностранных купцов в России в допетровские времена.
Другое, еще более важное обстоятельство — поддержка, которую правительство страны оказывает собственным предпринимателям в их зарубежной деятельности.
2. Эра экспансии: (1850-1914 гг.)
В этот период идет окончательное оформление и структуризация колониальных империй на фоне бурного индустриального развития европейских стран.
Именно это достижения и массовое индустриальное производство повернули развитые страны от вывоза экзотических заморских товаров к добыче сырья и систематическому плантационному хозяйству в колониальных регионах как к более выгодным и экономически перспективным сферам зарубежного бизнеса.
Но это в свою очередь это требовало инвестиций уже в развитие колониальной сырьепроизводящей индустрии. Одновременно росла и роль государственного колониального управления.
Также начинается интенсивное развитие внутриевропейского международного бизнеса, которое было инициированном промышленной революцией и эпохой массового производства. Именно разные темпы развития европейских государств в этот период, различия в обеспеченности природными ресурсами, разный уровень образованности населения и другие факторы того же рода предопределили целесообразность и выгодность того, что можно назвать международным разделением труда. Появляются своего рода страны-производители промышленной продукции и страны-рынки для этой продукции.
Следствием всего этого стало развитие производственных предприятий и филиалов фирм за рубежом. Развивался и международный финансовый сервис (интересно отметить, что известный банк Credit Lyonnais открыл свой филиал в России еще в 1879 г.), международный транспорт и т. д.
Таким образом, международный бизнес уже во второй эре своего развития очень точно отражал все главные мотивы своего существования и развития, сохранившиеся и до наших дней:
• использование более эффективных ресурсов (сырьевых, природных, энергетических);
• расширение рынков сбыта;
• новые поля приложения свободных финансовых ресурсов;
• использование выгодных возможностей местного законодательства (налогового, таможенного и т. д.).
3. Эра концессий: (1914-1945 гг.)
На этом этапе качественно изменилась роль крупнейших компаний, оперировавших на колониальных рынках. Везде соответствующие компании-концессионеры превращаются в своего рода автономные экономические государства, осуществляющие производственные, торговые, образовательные, медицинские, транспортные, а нередко и полицейские функции не только для своих работников, но зачастую и для всех жителей прилежащих к их концессиям районов.
В отношении международного бизнеса в неколониальной сфере следует отметить несколько наиболее характерных моментов. Первый — поражение Германии в Первой мировой войне и, естественно, последовавший за этим передел мировых рынков. Второй — Великая депрессия 1929-1932 гг.: она со всей остротой поставила вопрос об эффективности международного бизнеса в соотношении с внутристрановым, и интернационализация использования людских ресурсоввпервые заявила о себе именно в эти годы.
4.Эра национальных государств: (1945-1970 гг.)
При анализе этого периода можно отметить два главных направления развития международного бизнеса. Это, во-первых, становление и бурное развитие десятков новых национальных государств, получивших в наследие от концессионной эры достаточно развитый экономический базис и некоторую кадрово-технологическую структуру. С другой же стороны — и все пороки колониального хозяйственного развития: от монопродуктовых экономик до тяжелейших финансовых проблем.
При всех издержках, а нередко и драматичных поворотах этого развития именно оно дало первоначальный толчок невиданному взрывному расширению международного бизнеса: ведь относительно закрытые для внешнеэкономической деятельности колониальные империи в исторически кратчайший срок превратились во множество самостоятельных игроков на внешнем рынке, активно ищущих рынки сбыта традиционных продуктов своего экспорта и столь же активных реципиентов для любого рода инвестиционных вливаний.
Спрос на финансовые услуги резко подтолкнул развитие международных рынков капиталов, появление и развитие ряда новых финансовых инструментов, рост сферы международного аудита и консалтинга.
Мощные американские корпорации, используя все преимущества доминирующего положения США в послевоенном мире, впервые практически осуществили прорыв к мультинациональному бизнесу.
«Эра национальных государств», дав мощный толчок развитию международного бизнеса и сделав его сферой весь мир, в котором перестали существовать закрытые системы, одновременно впервые поставила вопрос о том, что международный бизнес вышел на качественно новый уровень развития и в этом своем новом качестве он нуждается в столь же качественно новой системе управления.
Чем шире оперирует бизнес по всему миру, тем все более и более прежняя формула «управление зарубежными операциями», или «управление внешнеэкономической деятельностью», становится неадекватной требованиям глобальной эффективности фирменного бизнеса и должна быть заменена «международным менеджментом».
5. Эра глобализации: (начиная с 70-х гг. 20 в.)
Этот период развития цивилизации вообще и международного бизнеса в частности проходит под знаком революционных технологических изменений, вслед за которыми, естественно, идут экономические, социальные и политические перемены.
Глобализация характеризуется тем, что международные экономические связи охватили практически все страны планеты и каждая из них в той или иной мере зависит от международного бизнеса. Последствия этого двояки: с одной стороны, страна может пользоваться всеми его благами, не испытывая отрицательных последствий отсутствия в ней тех или иных ресурсов, возможностей и т. д. Но, с другой стороны, естественной платой за это становится и существенная зависимость страны от состояния мировых рынков в целом: нельзя пользоваться только благами интеграции в мировую экономику, приходится одновременно нести и риски этого процесса (что в полной мере почувствовала на себе Россия в период кризиса 1998 г.).