АТРАТЫ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕНЫ
По своему значению главным элементом цены есть затраты, которые выступают в форме себестоимости. Себестоимость как обязательный элемент цены играет различную роль в ее формировании. Если на продукцию устанавливаются фиксированные или регулируемые цены, то в этом случае себестоимость - исходная база цены, которая является основой для определения в ее составе прибыли и других элементов. При формировании свободных цен себестоимость непосредственно не определяет их уровень. Роль себестоимости сводится к тому, что она показывает нижнюю границу, минимальный уровень цены и является одним из факторов ее определения.
В соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 16 «Затраты» себестоимость продукции состоит из производственной себестоимости и затрат, связанный с операционной деятельностью. Производственная себестоимость включает в себя прямые и косвенные, т.е. общепроизводственные затраты. В состав прямых затрат входят прямые материальные затраты (стоимость сырья, основных материалов, покупных и комплектующих изделий и полуфабрикатов и т.д.), затраты на оплату труда, которые можно непосредственно отнести на выпускаемую продукцию, другие прямые затраты ( начисления на заработную плату, амортизация производственного оборудования, его текущий ремонт и т.д.).
К общепроизводственным расходам принадлежат затраты, связанные с производственной деятельностью таких структурных подразделений, как цех, участок, бригада. Это затраты на управление производством (оплата труда аппарата управления подразделением, отчисления на социальные мероприятия, оплата служебных командировок и т.д.), амортизация основных фондов общепроизводственного назначения, затраты на их содержание, эксплуатацию, ремонт, аренду, коммунальные услуги (отопление, освещение, водоснабжение и т.д.), затраты на охрану труда и так далее.
Общепроизводственные затраты в зависимости от изменения объема производства делятся на постоянные и переменные. К переменным затратам относятся затраты на управление производством, которые изменяются также как и объем производства. Постоянные затраты - это затраты, абсолютная величина которых остаются на прежнем уровне или изменяется незначительно при изменении объема производства. Постоянные и переменные общепроизводственные затраты распределяются на отдельные виды продукции или работ с использованием определенной базы распределения (часов работы, заработной плате, объемов деятельности, прямым затратам и т.д.). Сумма прямых и общепроизводственных затрат составляют величину производственной себестоимости.
В состав косвенных входят также затраты, связанные с операционной деятельностью. Они, в свою очередь, делятся на административные затраты, и затраты, связанные со сбытом продукции и другими операционными затратами. Административные затраты -это такие общехозяйственные затраты, которые связаны с обслуживанием предприятия и управлением им, т.е. общекорпоративные, содержание аппарата управления и основных фондов, связь, обязательные платежи и т.д.). Затраты на сбыт связаны с реализацией продукции и включают затраты на тару, упаковку, заработную плату продавцов, транспортировку продукции, рекламу и т.д. Производственная себестоимость и операционные затраты в сумме формируют полную себестоимость продукции.
При определении цены изделия могут использоваться различные методы учета затрат. Наиболее часто применяются два метода: метод учета полных затрат и метод учета прямых затрат. Суть первого метода состоит в расчете полной себестоимости единицы продукции, которая включает в себя все совокупные издержки (прямые и накладные), которые связаны с ее производством. Главным недостатком этого метода является условность распределения косвенных затрат по отдельным видам продукции, что искажает вклад каждого изделия в доход предприятия.
В странах с рыночной экономикой широко применяется метод учета прямых затрат, который опирается на систему «директ-костинг». Эта система первоначально начала применяться в США в 30- ые годы прошлого столетия и широко применяется во всем мире под различными названиями. Так, в Англии система «директ-костинг» - это учет маржинальных затрат, в Австрии и Германии - учет предельных (частичных) затрат или учет суммы покрытия, Во Франции - маржинальный учет.
Система учета прямых затрат базируется на распределении общих затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. Как известно, с увеличением или уменьшением объемов производства переменные затраты на единицу продукции остаются на прежнем уровне. Это затраты на сырье, материалы, топливо и энергию на технологические цели, заработную плату производственным рабочим и т.д. Совсем по-другому ведут себя постоянные расходы в расчете на единицу продукции, т.е. при увеличении объемов производства они уменьшаются и, наоборот, при уменьшении - возрастают. В состав постоянных расходов входит амортизация, арендная плата, коммунальные услуги, оплата труда управленческого персонала и т.д.
Главная особенность системы «директ-костинг» состоит в том, что калькулируются только лишь переменные затраты, а постоянные не включаются в себестоимость конкретного вида продукции, а списываются за счет полученной прибыли. Поэтому метод прямых затрат еще называют методом ограниченной себестоимости.
Суть метода прямых затрат может быть раскрыта только на основе неразрывной связи между затратами, объемом производства и ценой. Поэтому его практическое использование рассматривается не как способ определения затрат, а как основание для возможной цены на продукцию. Как было определено раньше, постоянные (накладные) затраты не подлежат калькулированию. Они вместе с прибылью формируют состав финансового показателя, который называется «маржинальный доход». Прибыль и целесообразность установления некоторой цены определяется как разность между маржинальным доходом и постоянными расходами.
Как свидетельствуют данные, приведенные в таблице, метод прямых затрат начинается с установления возможной цены, по которой товар может быть продан на рынке. Целесообразность применения цены определяется уровнем прибыли от реализации продукции, которая зависит от объема производства и реализации продукции, а также маржинального дохода. Маржинальный доход как сумма постоянных затрат и прибыли дает объективное представление об эффективности установления того или иного уровня цены . Чем больше величина маржинального дохода, тем большую прибыль получит предприятие от реализации конкретного изделия.
Таблица 1 - Расчет целесообразности установления цены методом прямых затрат
Показатель | Сумма, грн. |
1. Вероятностная цена | |
2.Переменные затраты | |
3. Маржинальный доход | |
4.Сумма постоянных затрат | |
5. Объем производства, ед. | |
б.Постоянные затраты на единицу продукции | |
У.Прибыль |
К положительным сторонам метода учета прямых затрат можно отнести то, что, во-первых, калькулирование затрат только в части переменных затрат значительно упрощает учет и повышает точность расчетов;
во-вторых, этот метод дает возможность найти эффективные комбинации затрат, объема и цены и быстро переориентировать производство в соответствии с изменением рыночной конъюнктуры. Использование этого метода целесообразно в случаях, когда существуют резервы производственных мощностей, а также тогда, когда постоянные затраты возмещаются в ценах, которые определены на некоторое базовое количество изделий, а формирование цен на основе прямых затрат осуществляется для дополнительного объема производства. Вместе с тем, использование этого метода связано с определенными трудностями, которые связаны с распределением затрат, так как кроме чисто постоянных или переменных затрат, есть смешанные типы, так называемые условно-постоянные или условно-переменные. Эта проблема может быть решена путем использования специальных методов распределения затрат на переменные и постоянные, которые используются в практике управленческого учета; метод самой высокой или самой низкой точек; метод корреляции; метод наименьших квадратов.