АТРАТЫ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕНЫ

По своему значению главным элементом цены есть затраты, которые выступают в форме себестоимости. Себестоимость как обязательный элемент цены играет различную роль в ее формировании. Если на продукцию устанавливаются фиксированные или регулируемые цены, то в этом случае себестоимость - исходная база цены, которая является основой для определения в ее составе прибыли и других элементов. При формировании свободных цен себестоимость непосредственно не определяет их уровень. Роль себестоимости сводится к тому, что она показывает нижнюю границу, минимальный уровень цены и является одним из факторов ее определения.

В соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 16 «Затраты» себестоимость продукции состоит из производственной себестоимости и затрат, связанный с операционной деятельностью. Производственная себестоимость включает в себя прямые и косвенные, т.е. общепроизводственные затраты. В состав прямых затрат входят прямые материальные затраты (стоимость сырья, основных материалов, покупных и комплектующих изделий и полуфабрикатов и т.д.), затраты на оплату труда, которые можно непосредственно отнести на выпускаемую продукцию, другие прямые затраты ( начисления на заработную плату, амортизация производственного оборудования, его текущий ремонт и т.д.).

К общепроизводственным расходам принадлежат затраты, связанные с производственной деятельностью таких структурных подразделений, как цех, участок, бригада. Это затраты на управление производством (оплата труда аппарата управления подразделением, отчисления на социальные мероприятия, оплата служебных командировок и т.д.), амортизация основных фондов общепроизводственного назначения, затраты на их содержание, эксплуатацию, ремонт, аренду, коммунальные услуги (отопление, освещение, водоснабжение и т.д.), затраты на охрану труда и так далее.

Общепроизводственные затраты в зависимости от изменения объема производства делятся на постоянные и переменные. К переменным затратам относятся затраты на управление производством, которые изменяются также как и объем производства. Постоянные затраты - это затраты, абсолютная величина которых остаются на прежнем уровне или изменяется незначительно при изменении объема производства. Постоянные и переменные общепроизводственные затраты распределяются на отдельные виды продукции или работ с использованием определенной базы распределения (часов работы, заработной плате, объемов деятельности, прямым затратам и т.д.). Сумма прямых и общепроизводственных затрат составляют величину производственной себестоимости.

В состав косвенных входят также затраты, связанные с операционной деятельностью. Они, в свою очередь, делятся на административные затраты, и затраты, связанные со сбытом продукции и другими операционными затратами. Административные затраты -это такие общехозяйственные затраты, которые связаны с обслуживанием предприятия и управлением им, т.е. общекорпоративные, содержание аппарата управления и основных фондов, связь, обязательные платежи и т.д.). Затраты на сбыт связаны с реализацией продукции и включают затраты на тару, упаковку, заработную плату продавцов, транспортировку продукции, рекламу и т.д. Производственная себестоимость и операционные затраты в сумме формируют полную себестоимость продукции.

При определении цены изделия могут использоваться различные методы учета затрат. Наиболее часто применяются два метода: метод учета полных затрат и метод учета прямых затрат. Суть первого метода состоит в расчете полной себестоимости единицы продукции, которая включает в себя все совокупные издержки (прямые и накладные), которые связаны с ее производством. Главным недостатком этого метода является условность распределения косвенных затрат по отдельным видам продукции, что искажает вклад каждого изделия в доход предприятия.

В странах с рыночной экономикой широко применяется метод учета прямых затрат, который опирается на систему «директ-костинг». Эта система первоначально начала применяться в США в 30- ые годы прошлого столетия и широко применяется во всем мире под различными названиями. Так, в Англии система «директ-костинг» - это учет маржинальных затрат, в Австрии и Германии - учет предельных (частичных) затрат или учет суммы покрытия, Во Франции - маржинальный учет.

Система учета прямых затрат базируется на распределении общих затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. Как известно, с увеличением или уменьшением объемов производства переменные затраты на единицу продукции остаются на прежнем уровне. Это затраты на сырье, материалы, топливо и энергию на технологические цели, заработную плату производственным рабочим и т.д. Совсем по-другому ведут себя постоянные расходы в расчете на единицу продукции, т.е. при увеличении объемов производства они уменьшаются и, наоборот, при уменьшении - возрастают. В состав постоянных расходов входит амортизация, арендная плата, коммунальные услуги, оплата труда управленческого персонала и т.д.

Главная особенность системы «директ-костинг» состоит в том, что калькулируются только лишь переменные затраты, а постоянные не включаются в себестоимость конкретного вида продукции, а списываются за счет полученной прибыли. Поэтому метод прямых затрат еще называют методом ограниченной себестоимости.

Суть метода прямых затрат может быть раскрыта только на основе неразрывной связи между затратами, объемом производства и ценой. Поэтому его практическое использование рассматривается не как способ определения затрат, а как основание для возможной цены на продукцию. Как было определено раньше, постоянные (накладные) затраты не подлежат калькулированию. Они вместе с прибылью формируют состав финансового показателя, который называется «маржинальный доход». Прибыль и целесообразность установления некоторой цены определяется как разность между маржинальным доходом и постоянными расходами.

Как свидетельствуют данные, приведенные в таблице, метод прямых затрат начинается с установления возможной цены, по которой товар может быть продан на рынке. Целесообразность применения цены определяется уровнем прибыли от реализации продукции, которая зависит от объема производства и реализации продукции, а также маржинального дохода. Маржинальный доход как сумма постоянных затрат и прибыли дает объективное представление об эффективности установления того или иного уровня цены . Чем больше величина маржинального дохода, тем большую прибыль получит предприятие от реализации конкретного изделия.

Таблица 1 - Расчет целесообразности установления цены методом прямых затрат

Показатель Сумма, грн.
1. Вероятностная цена
2.Переменные затраты
3. Маржинальный доход
4.Сумма постоянных затрат
5. Объем производства, ед.
б.Постоянные затраты на единицу продукции
У.Прибыль

 

К положительным сторонам метода учета прямых затрат можно отнести то, что, во-первых, калькулирование затрат только в части переменных затрат значительно упрощает учет и повышает точность расчетов;

во-вторых, этот метод дает возможность найти эффективные комбинации затрат, объема и цены и быстро переориентировать производство в соответствии с изменением рыночной конъюнктуры. Использование этого метода целесообразно в случаях, когда существуют резервы производственных мощностей, а также тогда, когда постоянные затраты возмещаются в ценах, которые определены на некоторое базовое количество изделий, а формирование цен на основе прямых затрат осуществляется для дополнительного объема производства. Вместе с тем, использование этого метода связано с определенными трудностями, которые связаны с распределением затрат, так как кроме чисто постоянных или переменных затрат, есть смешанные типы, так называемые условно-постоянные или условно-переменные. Эта проблема может быть решена путем использования специальных методов распределения затрат на переменные и постоянные, которые используются в практике управленческого учета; метод самой высокой или самой низкой точек; метод корреляции; метод наименьших квадратов.