Реформы в экономике КНР и конституционные преобразования.
В 1978 году, когда Китай начал движение по пути реформ, «культурная революция» только завершилась, а национальная экономика находилась в серьезном кризисе. В те годы китайская экономика существенно отставала от экономик других стран. По многим показателям развития и уровню подушевого ВВП Китай находился в мире ниже 170-й позиции (с ВВП на душу населения в 190 долларов США в год).
У китайской приватизации есть своя предыстория. Два события, по мнению китайских специалистов,[14] подготовили ее основы в обществе и в руководстве страны.
Первым стал Великий голод 1959 – 1961 годов. По данным властей одного только города Синьян (провинция Хэнань), который сегодня насчитывает около 8 миллионов человек, в то время от голода умерло более миллиона людей. Подбные цифры приводятся в литературе и в отношении других районов страны. Занимавший в то время пост премьера Госсовета КНР Чжоу Энлай предложил в условиях доминировавшей в деревнях «народной коммуны» разрешить крестьянам оставлять немного земли в линое пользование и для подсобного хозяйства. Это была первая государственная акция, очертившая частные права крестьян. В начале 1960-х годов эта политмка привела к появлению «системы ответственности, основанной на семейном подряде», распространившейся во многих провинциях. Этот опыт оказался полезным для более масштабного реформирования китайской деревни спустя десять с лишним лет.
Вторым поводом для беспокойства стали волнения в современном Шэньчжэне в 1962 году, где около 100 тысяч человек со всех уголков страны собрались в то время в надежде проникнуть в Гонконг. Сложная экономическая обстановка в КНР и потребность в рабочих руках в Гонконге, еде тогда строился огромный океанский порт, привели к тому, что люди хлынули на пограничные пункты, надеясь попасть в британский анклав. В результате в Гонконг проникло около 60 тысяч человек, однако большинство из них было позже депортировано британской администрацией. Как следствие – китайское руководство выдвинуло лозунг «использовать Гонконг для строительства Шэньчжэня ( в те годы он носил название Баоань). Именно отсюда начался опыт особых южных экономических районов, которые сначала служили своего рода буфером между КНР и остальным миром, а в дальнейшем оказали значительное влияние на развитие всего Китая.
Несмотря на то, что Мао Цзэдуну не нравилась идея «семейных подрядов» и еще менее он хотел разрешать частную собственность, на сторону Чжоу Энлая в этом вопросе встал Дэн Сяопин. В 1962 году он сформулировал следующую максиму: «ту форму производственных отношений, которая является самой лучшей, и надо избрать; какая форма в какой местности (области, районе, регионе) в состоянии достаточно легко и быстро восстановить и развить сельскохозяйственное производство, ту и надо предпочесть; какую форму желает народ, той мы и должны следовать, а если она незаконна – мы обязаны сделать ее законной».[15]По мнению китайских специалистов в этой идее уже были заложены истоки договорной основы семейных подрядов, которую Дэн Сяопин усиленно продвигал начиная с конца 1970-х годов. Некоторые исследователи также называют ее «правом собственности с китайской спецификой».
Крестьянство, освобожденное посредством реформ, стало движителем стабильного развития сельского хозяйства (так как китайцы свято верят, что «если есть зерно, то и на сердце спокойно»), но и сформировало ( сперва с помощью «семейных подрядов» , а позже благодаря появлению большого числа частных местных предприятий) масштабный рынок товаров и услуг, новые производительные силы, а также первоначальный капитал, который стал работать на благо экономики страны.