Простая форма бухгалтерского учета

В соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными приказом Минфина РФ от 21.12. 1998 г. № 64н) малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтер­ского учета из утвержденных соответствующими органами, ис­ходя из потребностей и масштаба своего производства и управ­ления, численности работников.

Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере про­изводства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут ис­пользовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т. п.), из единой журнально-ордерной формы счетоводства.

При этом малое предприятие может самостоятельно приспо­сабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специ­фике своей работы при соблюдении:

1) единой методологической основы бухгалтерского учета, пред­полагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

2) взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

3) сплошного отражения всех хозяйственных операций в ре­гистрах бухгалтерского учета на основании первичных учет­ных документов;

4) накапливания и систематизации данных первичных докумен­тов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а так­же для составления бухгалтерской отчетности.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгал­терского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи. Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета.

Например, операция по покупке материалов взаимоувязывает показатели, отражаемые на счете учета купленных ценностей (де­бет счета 10 «Материалы») и счетах учета расчетов или денежных средств, уплаченных поставщику (кредит счета 60 «Расчеты с по­ставщиками и подрядчиками», 51 «Расчетный счет» и др.), начис­ление суммы по оплате труда взаимоувязывает показатели, отра­жаемые на счетах учета затрат на производство продукции (работ, услуг) (дебет счета 20 «Основное производство» и др.) и счетах учета расчетов по оплате труда работников предприятия (кредит счета 70 «Расчеты по оплате труда») и т. д.

Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имею­щим незначительное количество хозяйственных операций (как пра­вило, не более 100 в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета.

Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бух­галтерского учета финансово-хозяйственной деятельности пред­приятий составляет рабочий план счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохран­ностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.

Малые предприятия, совершающие незначительное количест­во хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (в дальнейшем — Кни­га) по форме № К-1.

Наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда с работ­никами, по подоходному налогу с бюджетом, малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме № В-8.

Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие иму­щества и денежных средств, а также их источников у малого пред­приятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчет­ность.

Книга является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных опера­ций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

Малое предприятие может вести Книгу в виде ведомости, отк­рывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год.

В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронуме­рована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского уче­та на малом предприятии, а также оттиском печати малого пред­приятия.

Книга открывается записями сумм остатков на начало отчет­ного периода (начало деятельности предприятия) по каждому ви­ду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.

Затем в графе 3 «Содержание операций» записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным спосо­бом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца.

При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе «Сумма», отражаются методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соот­ветствующих видов имущества и источников их приобретения.

В течение месяца на счете 20 «Основное производство» в гра­фе «Затраты на производство — дебет» собираются затраты на производство продукции (работ, услуг).

По завершении месяца данные затраты в сумме, приходящей­ся на реализованную в течение месяца продукцию (работы, ус­луги), списываются на счета учета финансовых результатов, с отра­жением соответственно в графах Книги «Затраты на производство— кредит» и «Реализация — дебет», при этом в графе 3 Книги «Со­держание операции» делается запись «Списаны затраты на произ­водство реализованной продукции».

Финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) выявляется как разница между оборотом, показанным по графе «Реализация — кредит», и оборотом по графе «Реализа­ция — дебет».

Выявленный результат отражается в Книге отдельной строкой.

По окончании месяца подсчитываются итоговые суммы обо­ротов по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источ­ников, которые должны быть равны итогу средств.

После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выво­дится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.