Деловой туризм
Деловой туризм (Бизнес-туризм) – это путешествия со служебными или профессиональными целями без получения доходов. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей международного туристского обмена.
К деловому туризму ВТО относит поездки для участия в съездах, научных конгрессах и конференциях, производственных семинарах и совещаниях, ярмарках, выставках, салонах, а также с целью проведения переговоров и заключения контрактов.
В число деловых туристов включаются водители грузовых автомобилей, коммерческие агенты, руководители туристских групп, выполняющие профессиональные обязанности за пределами своей обычной среды.
Виды делового туризма и его отличительные черты
В настоящее время каждый четвертый ежедневно покидающих свой дом, чтобы отправиться в поездки по служебной надобности. И весь огромный сектор поездок, совершаемых с самыми разнообразными деловыми целями, именуется деловым туризмом. Деловой туризм играет важнейшую роль в развитии национальной экономики любой страны, активно содействуя ее интеграции в мировой рынок.
Деловой туризм - понятие обширное. Наиболее емко специфику этого вида туризма дает аббревиатура "MICE", образованная первыми буквами английских слов:
M - мeetings (встречи),
I - incentives (стимулирующие или поощрительные поездки),
C - сongresses (конгрессы)
E - еxibitions (выставки).
На деловые встречи приходится:
• 70,8 % – Индивидуальные деловые поездки
• 12,6 % – Конференции и семинары
• 10,9 % – Выставки
• 3,3 % – Конгрессный туризм
• 2,4 % – Интенсив-туризм
Большая часть потоков делового туризма направляется в Европу. Основной деловой турист в Европе – немцы. Среди европейских государств, принимающих потоки выделяются Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Испания, Швеция, Швейцария, Бельгия (в Брюсселе - штаб-квартира Евросоюза).
В Американском макрорегионе бизнес-туризм развивается бурными темпами. Основные потоки идут в США, Канаду и Мексику. Сюда совершается каждая восьмая поездка со служебными целями (Парагвай, Гватемала, Коста-Рика, Перу)
В странах ЮВА каждая третья служебная поездка осуществляется в Сянган, Сингапур и Тайвань.
В Африке и на Ближнем Востоке деловой туризм развивается неравномерно. Очень многое зависит от геополитической обстановки в макрорегионе. На африканском континенте деловой туризм развивается быстрыми темпами в Конго, Зимбабве и Эфиопии. Но по абсолютному количеству прибытий лидируют Египет, ЮАР и Марокко. На Ближнем Востоке в Саудовской Аравии, Кувейте, ОАЭ, Израиле и Иордании.
С каждым годом деловые, культурные и научные связи между регионами и странами становятся все более интенсивными. Деловой туризм играет в этом важную роль.
По мнению зарубежных экспертов, к 2020 году количество международных деловых поездок возрастет в три раза - с 564 млн. до 1, 6 млрд. в год. При этом оборот данного сектора увеличится в 5 раз. А по сведениям американской организации "Круглый стол делового туризма", увеличение оборота в этой сфере на один миллиард долларов приводит к созданию 100 тыс. новых рабочих мест.
Ежедневные расходы совершающего деловую поездку бизнесмена в среднем в три раза превышают затраты обычного туриста. И при этом, как показывают маркетинговые исследования, в отличие от других видов турпоездок в периоды любых экономических спадов и кризисов сфера делового туризма страдает менее всего, а порой даже увеличивает свои объемы.
Необходимость организации и обслуживания как корпоративных поездок, так и многочисленных мероприятий в сфере делового туризма послужили причиной создания мощной индустрии услуг. Инфраструктура делового туризма включает выставочные и конгрессные центры, бизнес-отели, бизнес-авиацию, платежные системы, современные технологии, благодаря которым деловой человек вне зависимости от своего местонахождения способен держать руку на пульсе своего бизнеса.
Типичный турист, путешествующий со служебными целями,
– мужчина среднего возраста с высшим образованием, квалифицированный специалист или руководящий работник. Для делового туризма практически обязательным условием является владение английским языком.
Основные мотивации: профессиональная необходимость, а вспомогательная мотивация: желание отдохнуть; увидеть что-то новое; наладить дружественные контакты с коллегами.
Средняя продолжительность деловой поездки – 12-13 дней – в страны на другом континенте, 5-6 дней – внутри региона, 3-4 дня – внутри страны.
Деловой туризм в России
Понятие Business Travel - достаточно новое. Как о самостоятельном и высокодоходном виде туризма о нем заговорили в Европе и США в 70-80-е годы XX века. На российском рынке этот сектор турбизнеса стал по-настоящему развиваться лишь в начале 90-х. Круг отечественных туроператоров, специализирующихся исключительно на бизнес туризме, достаточно компактен. Причем практически все компании ориентированы на организацию деловых поездок за рубеж.
Деловой туризм как отдельное направление предлагают очень немногие туристические компании. Турфирмы ориентируются в первую очередь на запросы потребителей. Они могут предоставить деловой тур или организовать коллективный выезд в рамках направления "индивидуальный туризм", но как отдельный вид туристических услуг продвигать деловой туризм невыгодно. Основные ТО в России - ВАО "Интурист", КМР Group, "Эпик трэвел", ВТI, UTS, "Элиос тревел", Concord, "Компания МОСКО", "Академсервис ДМС", "Спутник Тревел Клаб", "Бизнес-центр Планета Тур", а также представительства крупных западных сетевых концернов American Express, Rosenbluth, Euro Lloyd, Carlson Wagonlit. Отдельный сектор составляют компании, специализирующиеся на бронировании билетов и отелей для бизнес-поездок - "Аэро Клуб", "Инна Тур", Andrews Travel House, Infinity Travel и др.
В создании инфраструктуры въездного бизнес-туризма в России в последние годы делаются определенные шаги - в Москве и областных центрах строятся многочисленные бизнес-отели и бизнес-центры, создаются конгрессные бюро и выставочные организации, расширяется календарь конгрессов, форумов и иных деловых мероприятий.
Во многих крупных промышленных и культурных центрах - Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, Самаре, Тольятти, Сочи, Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске, Владивостоке и других городах - с каждым годом увеличивается число гостиниц, оснащенных всем необходимым для бизнес- и конгресс- туризма, а старые модернизируются с учетом запросов бизнесменов.
Гораздо хуже обстоит ситуация в регионах. Туристская инфраструктура Средней полосы России практически пришла в негодность. Дальний Восток, Урал, Закавказье выживают только за счет въездного туризма, привлеченного так называемой "русской экзотикой".
Бизнес-туризм в России напрямую зависит от развития внутреннего туризма вообще, то есть само государство должно быть заинтересовано в развитии внутреннего туризма.
Конгрессно-выставочный туризм
Конгрессно-выставочный туризм является наиболее динамичным сегментом рынка деловых путешествий. Под конгрессно-выставочным туризмом понимают деятельность, связанную с организацией конгрессов, выставок, ярмарок, конференций и прочих мероприятий. Ученым и бизнесменам интересны самая последняя информация, общение с коллегами из других стран, переговоры, культурная программа.
Бизнесмены и ученые принимают участие в различных формах встреч, чтобы:
1) Получить последнюю информацию в данной области;
2) Налаживание профессиональных контактов;
3) Перевести переговоры;
4) Отвлечься от привычной обстановки и приобщиться к культурной программе;
5) Потребность в обучении.
Формы встреч
1) Конгресс – совещание международного характера, формальная встреча делегатов, обычно принадлежащих определенной сфере деятельности для обслуживания различных вопросов.
2) Конференция – подразумевается формальный обмен мнениями на встрече или собрании для обсуждения общих для всех участников вопросов.
3) Самет – это конференция, но с участием высших лиц вплоть до руководителей государств.
4) Съезд – это встречи людей, в частности собрание делегатов политических партий с целью формирования политики, выборов в руководящие органы.
5) Симпозиум- это совещание по каким-либо научным вопросам, сопровождается беседами в непринужденной обстановке или формальной встрече, когда специалисты делают короткие сообщения на определенную тему.
6) Семинары и тренинги – организуются для специалистов самых различных отраслей, могут проходить в форме лекций, сопровождаются обменом мнениями участников круглого стола.
Основная характеристика встречи, по которой ее можно считать частью рынка туризма то, что она употребляет услуги индустрии туризма.
К началу 3-го тысячелетия число конгрессных мероприятий достигло 8,5 тыс. в год. Около 80 % этих мероприятий проводится в Западной Европе и на Северо-Американском континенте (США, Франция, Великобритания). Крупнейшими центрами конгрессно-выставочной деятельности в Европе являются Амстердам, Барселона, Брюссель, Вена, Женева, Копенгаген, Лондон, Мадрид, Париж, Страсбург, Давос, в США – Нью-Йорк и Вашингтон. Все более и более при строительстве зданий прививается американская идея центра съездов. Это специально возводимые здания, состоящие из больших залов. Они могут быть использованы как для участников конференции, так и под выставки.
Выставки и ярмарки
В качестве сектора делового туризма проведение выставок в каком-либо регионе является хорошим средством для местной экономики в качестве вливания денежных средств за счет местных и иностранных гостей. Выставки считаются частью индустрии делового туризма т. к. они стимулируют 2х разных категории людей:
1) Обслуживающие выставку (путешествующих в качестве рекламы, продажи своей продукции);
2) Гости выставки
Выставки повышают спрос на различные сектора индустрии туризма: средства размещенич, питание, туристские потребности.
Иностранных гостей выставок и ярмарок считают самыми расточительными.
Самыми крупными в мире считаются: Международная туристская биржа в Берлине (ITB); Международная туристская выставка – биржа Фитюр (FITUR) в Мадриде; Всемирная туристская выставка (WTM) в Лондоне; Московская международная выставка «Путешествия и туризм» (MITT).
Кроме того, в настоящее время проводятся специализированные выставки гостиничного бизнеса, ресторанного хозяйства, спортивного, экологического, познавательного, конгрессного туризма, выставки-ярмарки спортивного, туристско-альпинистского инвентаря и оборудования.
Инсентив-туризм
Понятие «incentive» (англ.) - побудительный, поощряющий. Под данным видом туризма подразумевают поездки, которыми коммерческие фирмы награждают своих сотрудников за высокие показатели в работе или мотивируют их к более производительному труду в будущем, а также проведение выездных семинаров, совещаний, конференций. Выделяют два вида инсентив-туров: индивидуальные туры; выездные семинары, конференции, школы.
Инсентив-туризм преследует несколько целей:
· презентация и продвижение нового продукта или услуги;
· повышение производительности и качества;
· создание дилерской и агентской сети;
· формирование лояльной и сплоченной команды.
В зависимости от целей выделяют три вида инсентив-программ:
1) поощрительные программы для сотрудников;
2) поощрительные программы для клиентов;
3) сплочение коллектива (team-building).
Организация интенсив путешествий
С расширением рынка инсентив-туризма появились фирмы, специализирующиеся на организации поощрительных поездок. Они оказывают квалифицированную помощь в разработке специальных программ стимулирования трудового коллектива. По договору с администрацией компании туристская фирма планирует и организует инсентив-туры. Для организации интенсив туров для своих сотрудников компания пользуется услугами специалистов в этой области.
Поездка должна быть привлекательной для работников и соответствовать их возрасту, состоянию здоровья, религиозным убеждениям и личным интересам.
Рост интенсив-поездов явился толчком к расширению тематики конгрессно-выставочной деятельности и проведению специализированных форумов по поощрительному туризму, способствовал образованию ассоциаций, обществ.
Отличительной особенностью инсентив-программ является то, что они разрабатываются индивидуально под конкретного заказчика. Эти туры предполагают высококлассное размещение и обслуживание на маршруте.
Требования для интенсив путешествия:
1) уникальность – не одно путешествие не должно повторяться, маршруты должны быть непредсказуемы и полны сюрпризов;
2) фантазия и экзотика – деловые туристы должны попробовать что-то необычное и экзотическое;
3) исключительность – по окончание путешествия его участники должны быть уверены, что посетили необычное место и встретились с интересными людьми;
4) оригинальность – особо ценятся инновационные идеи.
Критерии выбора местности для организации интенсив туров:
1) размещение с высокими стандартами обслуживания и предложениями развлекательных услуг, хорошее обслуживание в ресторанах и барах. Важно наличие конференц-залов для проведения встреч;
2) Эксклюзивный имидж – мало кто из организаторов захочет отправлять свою группу в места массового отдыха;
3) Доступность плюс возможность прибытия различных транспортных средств;
4) Достопримечательности должны быть разными по мере возможности.
В инсентив-туризме около 80 % поездок приходится на Европу (Франция, Испания, Швейцария, Австрия), 10 % – на США, 6 % – на страны Юго-Восточной Азии (Гонг-Конг, Тайланд), 4 % – на другие направления (Ямайка, Кипр, Бразилия). Рейтинг инсентив-направлений у европейских туристов возглавляют, а также острова Карибского бассейна.
По данным Европейской ассоциации по инсентив-туризму, среди основных стран – поставщиков поощряемых туристов - США (около 60 %), Великобритания (20 %) и Германия (11 %). В последние годы выросло число инсентив-посетителей из Японии. Российских инсентив-групп в Европе единицы.
Размещение и транспортное обслуживание в бизнес-туризме
На рынке могут использоваться различные средства проведения встреч: от крупных конгрессных центров до концертных залов, театров, учебных заведений, церквей, музеев, тематических парков и т. д. В последнее время международные мероприятия все чаще проходят в зданиях, имеющих историческую значимость, замках. Наибольшая часть встреч проходят в отелях, способных комфортабельно разместить туристов.
Требования, предъявляемые деловыми туристами к отелю:
1) Высокий стандарт обслуживания;
2) Наличие средств видения бизнеса (компьютера, факса, интернета и т. д.);
3) Наличие оздоровительных средств (бассейн, сауна, спорт площадка, массажный кабинет и т. д.);
4) Высокие требования к организации питания (обслуживание в номерах 24 часа).
Требования к транспортному обслуживанию:
1) Скорость – люди совершающие деловые поездки требуют быстрой транспортировки;
2) Комфорт – бизнес пассажиры стараются использовать время в дороге для работы, либо для отдыха;
3) Надежности и пунктуальность транспортных услуг;
4) Удобство графиков рейсов;
5) Частота рейсов.
География делового туризма
1) Европа – Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Швеция, Швейцария, Бельгия;
2) Америка – США, Канада, Мексика;
3) Латинская Америка – Парагвай, Гватемала, Коста-Рика;
4) ЮВА – Гонконг, Сингапур, Тайвань, Индонезия, Таиланд;
5) Африка и Ближний Восток – Израиль, Республика Конго, Зимбабве, Эфиопия, Египет, ЮАР, Марокко, Саудовская Аравия, Иордания.