ОРГАНИЗАЦИОННО СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА

Эффективность участия в решении проблем территориального общества зависит, в частности, от степени технологизации волонтерской работы.

Территориальное общество характеризуется относительно стойкой совокупностью людей, которые проживают на одной территории. Члены общества имеют разный возраст, разный образовательный уровень и другие социальные характеристики, разные ценностные ориентации и проблемы, что позволяет выделить внутри общества определенные группы людей как объекты волонтерской работы. Работая с вышеприведенными категориями клиентов волонтерский отряд использует такие социально-педагогические технологии:

̶ Работа из профилактики социально-негативных явлений в подростковой и молодежной среде – проведение социально-просветительских тренингов, курсов, семинаров, тематических дискотек с детьми и молодежью;

̶ Организация педагогической помощи неуспевающим ученикам общеобразовательных школ – репетиторство и индивидуальные занятия в рамках работы центра педагогических технологий отряда;

̶ Помощь государственным и негосударственным социальным службам и организациям в разработке и реализации проектов и программ – участие в акциях, подготовка и реализация культурно-массовых мероприятий и досуговых программ, помощь в разработке социальных проектов и поиск спонсоров для их реализации (социокультурная анимация, социальное проектирование, фандрайзинг);

̶ Разработка и реализация учебных программ подготовки тренеров-волонтеров – работа тренерской студии из разработки и проведения социально-просветительских и психологических тренингов среди детей и молодые города и области;

̶ Организация работы из правового просветительства детей и молодежи – проведение социально-правовых тренингов среди студентов и школьников общеобразовательных школ;

̶ Работа из пропаганды здорового образа жизни – проведение просветительских тренингов и тематических выступлений агитбригады волонтерского отряда;

̶ Научно-исследовательская работа из социальной проблематики и методического обеспечения волонтерского движения;

̶ Проведения социологических исследований и опросов;

̶ Социально-педагогический патронаж «детей улицы»;

̶ Социально-бытовая помощь отдельным индивидам и группам;

Помощь студентам в личностном и профессиональном росте – создание волонтерским отрядом молодежной студии, в рамках которой каждую неделю проводится психологический видео-клуб и тренерская студия.

Эффективность применения данных технологий зависит от активизации и успешного использования внутренних ресурсов отряда, его консолидации. С этой целью были разработаны и реализуются следующие принципы:

̶ креативность во всем;

̶ ответственность и личностный контроль;

̶ тактическое и стратегическое планирование;

̶ соблюдение этики социального работника и волонтера;

̶ взаимоуважение и взаимоподдержка;

̶ толерантность;

̶ персонификация;

̶ создание и поддержка традиций отряда;

̶ добровольная активность по делам;

̶ партнерство и равноправие;

̶ психологический комфорт и поддержка;

̶ правило «Титаника» (когда «потопаешь», проси о помощи других, а когда видишь, что другой «потопает», предложи свою помощь);

̶ правило «Кусок пирога» (каждый выносит из деятельности столько знаний, умений и навыков, сколько считает нужным).

Таким образом, эффективность работы волонтерского отряда в обществе обеспечивается путем реализации цикла деятельности, который включает: целое возложение и смсловое обоснование деятельности; конкретизацию целей и направлений деятельности в соответствии с конкретикой социальной ситуации в обществе; адекватно целям и ресурсам технологическое обеспечение деятельности; активизация внутренних ресурсов отряда; активизация внешних ресурсов и связей.

Следующим шагом является реализация социального партнерства, расширения внешних связей отряда и привлечения внешних ресурсов для решения проблем в обществе.