Практика тер-ной орг-ции МСУ в субъектах РФ

Учитывая наличие противоположно действующих факторов, субъекты РФ по-разному подошли к решению вопросов тер-ной орг-ции МСУ и использовали след-щие подходы.

1. Поселенческий подход основан на приоритете приближения органов МСУ к населению. МОми при этом яв-ся все города, поселки, крупные сельские поселения и сельсоветы (волости, сельские округа), объединяющие малые поселения.

2. Экон-кий п-д исходит из того, что критерием для создания МО служит уровень эк-го развития, наличия развитой инженерной и соц-й инф-ры, что позволяет оказывать услуги населению. В этом случае МО яв-ся крупные города и сельские районы.

3. Третий подход предполагает создание двухуровневой системы МО в соответствии с административно-терр-м делением субъектов РФ. МО верхнего уровня создаются в крупных городах и сельских районах, из к-рых состоит тер-рия данного субъекта. МО нижнего уровня создаются в поселениях или компактных группах поселений (малые города, поселки, волости, сельсоветы), находящиеся в границах МО верхнего уровня. Функционированию данной модели препятствует бюджетная система РФ, в которой сущ-ет только один уровень местных бюджетов. При разработке этой модели было неясно, как разделить налоговые поступления между уровнями, в рез-те чего оказалось , что МО нижнего уровня остались без местных налогов и функционировали по сметам расходов, утверждаемым районной властью. При этом ни о каком МСУ речи идти не могло.

На основе этих подходов в субъектах РФ сложились различные основные модели территор-й орг-ции МСУ.

1. территор-я, или районная модель. Администрат-й район с расположенными на его тер-рии городами районного значения, поселками, волостями, сельскими поселениями яв-ся единым МО. В городах районного значения, поселках, сельсоветах создаются территориальные адм-ции, подчиненные районной адм-ции. Число МО в одном субъекте при такой модели измеряется десятками. Эта модель проще других в управлении и принята в большинстве субъектов РФ. Однако она лишает низовые тер-ные ед-цы мун-й соб-сти, своего бюджета и выборных органов МСУ.

2. Поселенческая, или волостная модель. МО яв-ся все города, волости и рабочие поселки. В сельских админ-х районах создаются местные органы гос власти, а органы МСУ на данном уровне отсутствуют. Главной особенностью данной моделияв-ся наличие в субъекте не одного, а 2 уровней гос власти – центральной и местной. Число МО в одном субъекте при данной модели исчисляется сотнями.

3. Двухуровневая модель. МО яв-ся и административные районы и поселения внутри районов с разграничением между ними полномочий, соб-сти и источников доходов.

В ряде субъектов РФ сосуществуют несколько моделей. МО могут быть и грод, и город вместе с окружающим районом, и сельский район, и поселения внутри района.

Все МО подлежат включению в единый реестр МхО РФ.