Проблематика «основного вопроса философии».

Именно аксиологическая, ценностная тональность философии позволяет её стать основой мировоззрения, так как масштаб предельно общих воззрений на мир задаёт сам человек, а природа ценностного освоения бытия предполагает как рациональное, так и внерациональное, чувственное познание мироздания, представленного во многих формах бытия, различных качествах и градациях сознания. Такое понимание философии порождает различные варианты основного вопроса философского познания.

Для европейской философии, начиная с XIX века, это был поиск ответа на вопросы: «Что есть я? Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться?» (Кант); в современной формулировке звучащий более драматично: «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она этого не стоит – значит ответить на основной вопрос философии». (Камю)

Для современной отечественной философии это фундаментальный вопрос отношения бытия и сознания. (Энгельс)

Сегодня «основной вопрос философии» это вопрос о соотношении двух неразрывных и в то же время противоположных качеств (характеристик) бытия – сознания (духа) и материи, вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению.

В этой связи существуют две стороны «основного вопроса философии» – онтологическая и гносеологическая. Онтологическая сторона заключается в постановке и решении проблемы: что первично - материя или сознание? Это взаимопроникающие или независимые субстанции? Суть гносеологической стороны основного вопроса философии: познаваем или непознаваем мир? что первично в процессе познания?

В рассмотрении онтологической стороны основного вопроса философии исторически сложились такие философские направления как:

-материализм («линия Демокрита»), утверждающий, что реально и независимо от сознания, «первично», существует материя, развивающаяся по своим внутренним законам, тогда как сознание является лишь свойством высокоорганизованной материи отражать саму себя, т.е. сознание определяется материей.

Материализм дал мощное развитие точным и естественным наукам, логике, экспериментальным исследованиям, однако «слабым звеном» материализма является невозможность объяснения сущности сознания, механизма сложных психических процессов, «духовного мира» человеческой личности.

-идеализм («линия Платона»), утверждающий «первичность» сознания по отношению к материи, реальное существование идеи, духовного начала, при котором мир материальных предметов – лишь производная «идеального мира», материальное воплощение «идеальных форм».

Идеализм послужил основой фундаментальных концепций средневековой религиозной и современной западной философии, определил основные черты классической психологии, теории искусств и ряда гуманитарных наук.

-дуализм («концепция Декарта»), рассматривающий существование двух независимых начал: материального и духовного, обладающих главными свойствами – протяжением и сознанием и «производящих», соответственно, материальные предметы и идеи.

Дуализм не ставит вопроса о первичности того или иного начала, дух и материя взаимодополняют друг друга, это две взаимосвязанные стороны единого бытия.

Характерно, что в восточной философской традиции также не существует «основного вопроса философии», характерного для западной аналитики. В ней говорится об изначальной недуальности двух начал, о «пронизанности» материи духом: в Китае это чередование «инь-ян», которые «не два и не одно», в Индии – парадоксальное утверждение «бытие есть небытие», а «небытиё есть бытиё».

-деизм (мыслители Просвещения), признающий наличие Божественного начала, единожды сотворившего мир и «самоустранившегося» из своего творения, более не участвующего в его дальнейшем развитии, не влияющего на ход истории и на судьбы людей.

Деисты также считали материю одухотворённой и не противопоставляли её сознанию: человек является олицетворением соединённого материального и духовного начал.

В рассмотрении гносеологической стороны «основного вопроса философии» сложились следующие направления:

-эмпиризм (эмпириа (греч.) – опыт), признающий единственным истинным источником и обоснованием знания обобщённый опыт и чувственные ощущения. «В разуме нет ничего того, чего бы до этого не было в опыте». (Бэкон)

-рационализм (рацио (лат.) – разум), утверждавший, что истинное, достоверное знание не зависит от чувственного опыта и может быть выведено только непосредственно из разума, объяснено посредством логических теорий и понятий, изначально присущих разуму; мышление и значит существование. «Мыслю, следовательно, существую». (Декарт)

-иррационализм (Ницше, Фрейд), согласно которому мир не имеет внутренней логики развития, хаотичен, подчинён слепой воле случая, а значит, по определению не может быть познан разумом, и только на основе инстинкта, волевого усилия, интуиции.

С гностическим, познавательным аспектом «основного вопроса философии» связаны ключевые понятия гностицизма и агностицизма. (гносис (греч.) - знание) Представители гностицизма полагают, что мир познаваем и возможности познания неограниченны. «Того, что не узнали мы, узнают наши потомки». (Фейербах) Агностики придерживаются противоположной точки зрения: мир непознаваем, возможности познания ограничены возможностями человеческого разума – он не в состоянии познать внутреннюю сущность мира.

Принципиально новые онтологические и гносеологические перспективы наметил динамичный XX век, выдвинув на первый план вопрос личностного бытия и социального существования человека, проблему его собственного «духовного мира», его одиночества, его выбора, его свободы. Поиск смысла человеческой жизни, поиска места человека в мире, стремление человека к счастью – всё это стало «проблемным полем» для современной экзистенциальной философии (экзистенциа (лат.) - существование), что в свою очередь сместило акценты основной философской проблематики на многоплановый мир человеческой личности.

Так или иначе, во все века философия ставила «предельные» вопросы бытия, «выбрасывала» индивида из обыденности существования, пробуждала личностное начало в человека, выводила его на поступок, на поиск нравственных смыслов жизни. При кажущейся простоте великих истин, выстраданных мыслителями разных столетий, философия, в целом, есть оправдание природы человека, оправдание добра, оправдание гуманизма, постулирование ценностей свободы, знания и любви. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Маркс) – это значит раскрыть перед человеком всю меру его ответственности за дальнейший ход истории.

 

Литература.

Бабушкин В.У. О природе философского знания. - М.,1978.

Библер В.С. Что есть философия?//Вопросы философии.-1995.-№1.

Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.,1991.

Корявко Г.Е. Философия как форма общественного сознания. Очерки теории и истории. - М.,1990.

Кувакин В.А. Что такое философия? Сущность, закономерности развития и принципы разработки. - М.,1989.

Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М.,1989.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.-М.,1990.

Мамардашвили М.К. Проблема сознания и философское призвание//Вопросы философии.-1988.-№8.

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т.-М., 1994.

Ортега-и-Гассет Что такое философия? - М.,1991.

Сагатовский В.Н. Вселенная философа. - М.,1972.

Степин В.С. Философия и образ будущего//Вопросы философии.-1994.-№6.

Философия и мировоззрение. - М., 1990.