Политическая культура участия.

Тоталитарная. Внешне она по своей гомогенности напоминает первый тип. Но здесь эта гомогенность искусственная, синтетическая. Поэтому отсутствуют добровольные организации и ассоциации, политическая коммуникация контролируется центром. Основные черты - ключевой метафорой в политике является «механизм» и идеал специфической «рациональности», при которой человеческое действие уподобляется автомату, полный политический контроль над всеми сторонами жизни, использование насилия в качестве инструмента политического регулирования.

Политологи считают, что политическая культура - это система исторически сложившихся политических традиций, убеждений, ценностей, идей и установок практического политического поведения, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности, это совокупность неформальных методов формирования и выявления политических мнений, реакций на опасности, возможности, конфликтные ситуации.

Политическая культура выполняет в обществе целый ряд функций: когнитивную (накапливает политические знания), эмоциональную (формирует политические чувства), оценочную (политические ценности и идеалы лежат в основе политических оценок), регулятивную (регулирует политическое поведение), коммуникативную (культура лежит в основе общения), интегративную (объединяет людей через систему ценностей).

Специфическими функциями политической культуры можно назвать:

интеграция политической сферы и общей культуры, философии, религии;

сохранение и развитие основ политической деятельности;

проверка истинности официальной идеологии; устранение и компенсация пробелов (неопределённости норм) и разрывов (отсутствия или нарушения логической связи норм права) права;

проявление, предупреждение и разрешение латентных конфликтов;

профетическая, прогностическая в отношении перспектив общественного развития;

апробация и верификация политических кадров; синтез способов реагирования на неожиданные угрозы и др.

Одной из сложных проблем представляет собой задача систематизации различных моделей политических культур, которые позволили бы проводить сравнения и интерпретации. До последнего времени западные политологи предпочитали выстраивать иерархию мировых политических культур, ставя западную на первое место в качестве эталона и даже общечеловеческой перспективы. Например, Алмонд и Верба выделили четыре основных типа политической культуры:

. гомогенная (англо-американская). Господствует гомогенная секулярная политическая культура. Она секулярна в том смысле, что для нее характерны существование множества конкурирующих, но дополняющих друг друга ценностей, установок, ориентаций, рациональный расчет при принятии решений, индивидуализм, экспериментаторство. В то же время она гомогенна в том смысле, что подавляющее большинство субъектов политического процесса разделяет основополагающие принципы устройства политической системы. Основные черты - светский, прагматический характер, понимание политики как процесса объединения интересов, тяготение электората к политическому центру;

. фрагментированный (континентально-европейская). Во фрагментированной культуре среди различных группировок нет необходимого согласия относительно основополагающих правил политической игры. Общество разделено, фрагментировано на множество субкультур со своими ценностями, часто не совместимыми друг с другом. В качестве характерного примера Алмонд приводит Францию в период Третьей и Четвертой Республики, Италию. Способность заинтересованных групп переводить потребности в приемлемые политические альтернативы ограничена, что ведет к усилению противоречий между различными субкультурами. Основные черты - поляризованный политический спектр, цикличный, прерывистый характер политического времени, политическая нестабильность;

. доиндустриальный, смешанный (авторитарно-патриархальный) характеризуется сосуществованием традиционных и вестернизированных институтов. Речь идет о таких атрибутах западной политической системы, как парламент, избирательная система, которые в той или иной модифицированной форме наложены на традиционалистские реалии соответствующих стран;

Существует также иной подход к типологии политических культур Г. Алмонда и С. Вербы, которые различали три вида политической культуры:

приходская культура;

зависимая культура;

Таким образом, неформальные социальные структуры, группы воспитывали чувство преданности и долга, подчинения авторитету, старшему по возрасту и чину, групповой конформизм, пассивность и послушание рядовых. До сих пор человеческие отношения внутри группы рассматриваются как более важные, чем все другие взаимоотношения. Отличительной особенностью традиционного японского общества, которая сохраняет свое значение поныне, является тот факт, что неформальная иерархия играет большую роль, нежели формальные структуры. Мнение, суждение группы является истиной в последней инстанции. В рамках группы не принято соперничать - действовала норма социальной нивелировки «шляпка гвоздя не должна торчать»: неприлично высовываться, все гвоздики должны быть забиты одинаково. Межличностные отношения между различными группами затруднены, смена групп - тоже. Клановость, замкнутость, кастовость характерна и для современной Японии. Все решения в группах принимались и принимаются через согласование и консенсус. «Никто не может служить двум хозяевам» - считают японцы и стараются сохранить преданность одной фирме, а во внешней ориентации - одной стране, Соединенным Штатам.

Интересно отметить, что долгое время западные политологи разделяли мнение, что конфуцианские ценности являются тормозом на пути развития стран АТР и враждебны духу экономического развития. Западные политологи выделили четыре основных принципа организации конфуцианского общества, которые, по их мнению, препятствуют развитию либерального общества:

клановый характер - выдвижение на первое место интересов семьи;

право наследования за всеми детьми (как фактор распыления капитала);

чрезмерное внимание к личному накоплению (как препятствие на пути обращения капитала);

жесткая социальная иерархия, в которой ремесленники и торговцы занимают нижнее место в социальной иерархии (как препятствие на пути развития среднего класса).