Плюсы и минусы каждой формы демократии.

Демократия классического либерализма (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье)

Исходные идеи:

. на догосударственном этапе человечество находилось в естественном состоянии. Исходное состояние человеческой природы - это индивидуальная свобода. Для того чтобы индивидуальная свобода не приводила к нарушению прав других людей, люди добровольно принимают общественный договор;

. общественный договор предполагает негласную форму соглашения людей о передаче функций регулирования отношений между людьми государству, являющемуся гарантом предупреждения анархии и обеспечения индивидуальных прав и свобод;

. власть должна разделяться на парламентскую, судебную и военную (Локк), или на законодательную, исполнительную и судебную. Такое разделение предупреждает злоупотребления со стороны правителей, сдерживает их амбиции, предупреждает любые формы деспотизма.

Коллективистская демократия

Одной из концепций, противостоящей индивидуалистской модели либеральной демократии, является теория коллективистской демократии. Вслед за представителями либеральной демократии, она разделяет договорную концепцию происхождения государства. Однако далее представители коллективистской теории не соглашаются с положением, что общество состоит из отдельных личностей, и говорят о необходимости передачи личностью своих естественных прав государству после его создания. Государство создает гармонию социальных интересов, так как цель его создания в том, чтобы оно заботилось о своих гражданах, выполняя общую волю народа. Правительство получает только исполнительную власть, а законодательная власть должна осуществляться самим народом путем прямого обсуждения (референдума).

Сторонники теории партисипаторной демократии (то есть основанной на соучастии граждан непосредственно в политическом процессе) отрицают принцип политического разделения труда. Они исходят из идеала индивидуального самоопределения автономной личности. Самоопределение личности рассматривается как право на всестороннее политическое участие в масштабах всего общества. В 60-х годах ХХ века демократия в западных странах стала активно развиваться в различных формах самоуправления, социальных движениях (движение «зеленых», «феминистов»), отрицающих государственное принуждение. Сама теория была очень популярна среди идеологов левых партий и движений.

Концепция полиархии (Р. Даль) исходят из принципа, что демократия как идеал и как набор институтов и процедур принятия решений не совпадают. Во втором смысле демократию он называет полиархией. По мнению ученого, при полиархии (с греч. arhe - суверенитет, начало, poly - много), власть осуществляется не всем народом, а многими. Демократия - это идеал, к которому следует стремиться, но которого полностью нельзя достичь, поскольку весь народ не может управлять. Полиархия как политический порядок предполагает наличие относительно высокой терпимости к оппозиции и относительно широких возможностей участвовать во влиянии на деятельность правительства.