Политический режим - это совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющие степень свободы и правовое положение личности.

Истон разработал кибернеическую модель политической системы в виде «черного ящзика» с входами, на которые поступают импульсы от окружающей среды (требования, ожидания населения, колебания обществененного мнения и т.д.) и выходами, с которых выдаются решения. Модель Истона предполагает, что мы не интересуемся тем, что происходит внутри системы (как и почему принимаются определенные политические решения), но внимательно фиксируем все внешние проявления ее деятельности и взаимосвязь со средой. Взаимосвяь внешней среды с политической системой может иметь положительный характер (в случае положительной обратной связи политической системы со средой) и отрицательный (в случае отсутствия обратной связи системы со средой. Внешне это может проявляться в отсутствии поддержки населением принятых политических решений - забастовках, акциях протеста, актах неповиновения. В таких случаях требуются новые решения и действия, чтобы система работала нормально).

Существуют и другие подходы, раскрывающие внутреннюю структуру политической системы, которая включает следующие компоненты: институциональный, идеологический, коммуникативный, нормативный и культурный подсистемы.

Институциональный компоненнт состоит из различных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения и т.д.). основным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Центральным институтом власти в обществе является государство, именно им принимаются властные решения, обязательны для всего общества,. Государство обеспечивает политическую организованность общества, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Идеологический компонент объединяет теоретический уровень политической жизни - политические идеологии, принципы, идеи, лозунги, идеалы, концепции и уровень обыденного сознания - политическую психологию, чувства, настроения, предрссудки, мнения, традиции. Формируясь прежде всего под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценостные установки. Эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на политическое поведение и на политическое развитие в целом. И крайне важно учитывать политические настроения масс в процессе руководства и управления обществом.

Коммуникативный компонент представляет собой совокупность средств массовой информации (печать, радио, телевидение, интернет), с помощью которых осуществляется коммуникация между нациями, классами, группами и отдельными индивидами по поводу их участия в организации политической власти. В современном мире значение средств коммуникации в активизации политической жизни особенно возрастает. С распространением средств электронной связи и массовым освоением их населением формирование определенного политического климата, привлечение обывателя в политику приняло массовый характер.

Нормативный компонент объединяет политические нормы и нравственные принципы. Нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченнсть и направленность на стабильность политической системы. Через политические принципы получают официальное признание социальные интересы различных слоев общества.

Культурный компонент выступает как интегрирующий фактор, способный с помощью культурных ценностей, традиций и обычаев стабилизировать политическую систему в целом.

Значимость политической системы проявляется в реализуемых ее функциях, среди которых наиболее важными являются:

представительство интересов субъектов политической жизни на государтвенном уровне;

- определение политического курса, целей и задач общества;

мобилизация и распределение ресурсов общества, имеющие целью устойчивое и эффективное развитие общества;

политическая социализация, то есть включение индивида в политическую жизнь, имеющее целью обеспечение преемственности политических ценностей. Формирование политического сознания и политической культуры личности.

Однако в целом, политическая система эффективна тогда, когда она не разделяет общество, а способствует его объединению, консолидации, сохраняя при этом свою целостность и известную автономию от общества. При рассмотрении политической системы какого-либо государства не следует ограничиваться лишь тем, что заявляет о себе государство, поскольку часто существует весьма значительные различия между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими за этим фасадом. Для характеристики этих процессов применяется понятие политического режима.

В зависимости от соотношения принципов организации общественной жизни, которые определяют степень свободы личности, выделяют три типа режима - тоталитарный, авторитарный и демократический.

Демократический политический режим - самый сложный тип политического режима. В современной политической науке термин «демократия» имеет множество значений. Он употребляется для обозначения политического мировоззрения, как синоним прав и свобод граждан, как социально-экономическая ценность и как форма государственного устройства. Основная черта демократической политической системы состоит в признании народа как источника власти и суверенитета. Современные демократии, а они существуют примерно в 35 государствах, обладают рядом общих характеристик:

. наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов;

. признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающих политику правительства, но и оппозиционным партиям. Оппозиция должна действовать в рамках закона, критическая оценка лидерами оппозиции законодательных документов и решений кабинета - необходимый фактор демократизации политического процесса;

. построение и функционирование государственного аппарата по принципу разделения властей;

. конкурирующая политика (честная и всеобъемлющая конкуренция, позволяющая участие в государственной власти представительных органов);

. формирование правительства партиями, одержавшими победу на выборах.

В современной политике слово «демократия» приобрело значение символа - символа свободного развитого человека в свободном обществе. Однако политологи различают формальную и органическую демократию.

Авторитарная политическая система занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении. При этом авторитарный режим не стремится навязывать обществу четко разработанную идеологию, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении и действиях, мирится с существованием оппозиции. Автократия, то есть неограниченная власть одного лица, не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные права граждан и использует слабость и неразвитость гражданского общества, но в отличие от тоталитаризма не уничтожает его. Таким образом, власть при авторитаризме стремится жестко контролировать только политическую сферу, она не вмешивается (или слабо контролирует) культуру, экономику, личную жизнь граждан. Авторитарные политические системы могут развиваться даже в условиях рыночной экономики. В ряде случаев формально функционирует парламент и политические партии, но их деятельность носит скорее формальный характер. Допускается «дозированное инакомыслие». Типичным примером могут служить авторитарные режимы Чон Ду Хвана в Южной Корее и Пиночета в Чили. Хорошо известна фраза Людовика ХIV, характеризующая практику авторитарного правления: «Государство - это я».

Основные черты:

. отказ от принципа реального разделения властей;

. усиление исполнительной власти и концентрация ее в руках главы государства или правительства;

. ограничение выборности органов государства и превращения парламента в придаток исполнительной власти;

. ограничение или ликвидация основных прав и свобод граждан;

. запрещение оппозиционных партий и общественных организаций;