Динамика культуры, единство и многообразие культурно-исторического процесса.
В истории философии сформировалось несколько моделей детерминации культуры.
1) Теория одновекторной эволюции, которая предполагает, что все общества проходят одни и те же этапы культурного развития.
2) Теория уникального и неповторимого развития каждой культуры.
3) Теория многолинейной эволюции, утверждающая, что некоторые типы культур имеют общие черты в своем развитии.
В целом, культурная динамика представляет собой диалектически развивающийся процесс, в котором имеются устойчивая и развивающаяся стороны. Устойчивой стороной культуры является культурная традиция. Она обеспечивает накопление и трансляцию человеческого опыта в истории. Именно традиция выступает как основа стабильности социальных систем. Традиция – это не только историческая память, но и непременное условие для развития культуры. Всегда в той или иной степени сохраняется преемственность социального опыта, происходит усвоение результатов предшествующей деятельности. В культуре могут отражаться различия в мировоззрении, системе ценностных ориентаций, поэтому можно констатировать наличие как реакционных, так и прогрессивных тенденций в ее развитии. Динамика культуры обусловлена взаимодействием общества и природы, развитием специализированных сфер деятельности общества, имеется в виду наука, политика, техника, религия, философия, искусство и т.д., а также взаимодействием различных социальных слоев и институтов. Другими словами, именно инновация способствует выработке новой системы ценностных ориентаций и соответственно новых моделей социального поведения. Следует также отметить, что любая форма локальной специфической культуры отражает всеобщее, общечеловеческое содержание. Можно говорить о взаимопроникновении культур, их синтезном развитии. В этой связи всю мировую культуру можно рассматривать как единство многообразия. Это проявляется в том, что, во-первых, в истории часть локальных культур, существовавших в истории человечества, сохранилось до настоящего времени; во-вторых, достижения культур в различных сферах общественной деятельности становятся достоянием других народов.
На развитие культуры оказывает влияние уровень жизни и материальное благосостояние людей, а также ряд внешних факторов и социальных условий. Тем не менее, следует иметь в виду, что, во-первых, материальная обеспеченность средствами культурного развития создает условия для овладения культурой, во-вторых, нередко рост материального благосостояния приводит к деградации культуры. В этом случае формируется потребительское отношение к ценностям, так как в условиях буржуазного общества оценивается в первую очередь рыночная стоимость объектов культуры, а не их духовная значимость.
На развитие культуры также оказывает влияние не только уровень материального производства, но и субъективность, связанная с индивидуальностью человеческого сознания. Отдельная личность может выступать в роли создателя творений искусства, а также открытий в науке, изобретений в технике. В динамике культуры можно выделить несколько процессов: 1) культурогенез (создание новых культурных систем и форм); 2) обеспечение преемственности социального опыта; 3) заимствование ценностей других культур; 4) трансформация форм культуры (обновление, деградация, распад), в мировой истории постоянно происходит создание, изменение, становление и умирание различных форм культуры.
В мировой истории обнаруживается факт большого разнообразия культур. Тем не менее, следует признать наличие универсальных тенденций в развитии того или иного народа. При этом всякая культура сохраняет свои специфические черты. Начиная с Нового времени на историческую динамику культуры определяющее влияние оказывает западная культура. Имеется в виду такая ценностная установка, как преобразовательное отношение к окружающему миру. Именно эта идея повлияла на развитие всех стран и на всемирную историю в целом. Однако тенденции культурного развития по-разному проявляются в различных регионах, что связано с неравномерностью исторического процесса. На одной и той же экономической основе могут функционировать разнообразные способы жизнедеятельности культуры. В частности, некоторые народы миновали отдельные общественно-экономические формации. Следует также отметить, что общая направленность культурного развития сочетается с возможностью исторического выбора в зависимости от конкретных условий. Таким образом, закон единства и многообразия мира выступает как фундаментальный закон общественной жизни. Общие процессы индустриализации и межкультурной коммуникации в различных регионах имеют свою специфику. В настоящее время можно говорить о двух тенденциях в развитии культуры, которые тесно переплетаются между собой. С одной стороны, происходит экономическое развитие, направленное на потребительский рынок. С другой стороны, обнаруживается тенденция к реформистским социальным изменениям, к сохранению национальной и культурной самобытности. Нередко подчеркивается приоритет нравственных начал в жизни общества, осуждаются экономический и политический прагматизм.
Отдельно можно говорить об исторической динамике культуры, которая может быть построена исходя из различных критериев. Тем не менее, все большую актуальность приобретает типология, основанная на таком признаке, как отношение человека к природе. Выделяют три исторических типа культуры.
1. Доклассический. Для него является характерным приспособление человека к природе. Этот тип был господствующим в Европе до XIV столетия включительно.
2. Классический. Этот тип начинает формироваться в эпоху Возрождения. Его главная особенность – установка на преобразование природы.
3. Постклассический. Складывается в ХХ веке. Его отличает осознание опасностей в ходе преобразования природного мира, а также формирование новой ценностной установки, направленной на сохранение окружающей среды. Таким образом, постклассическая культура связана с возникновением глобальных проблем, среди которых ведущее место занимают экологические.
Проблема сущностных оснований культуры ставит вопрос о многообразии форм историко-культурного творчества. В этой связи культуру можно классифицировать:
А) по сферам (материальная и духовная);
Б) по типам (в историческом аспекте: античная, средневековая и т.д.; в этноцивилизационном аспекте, т.е. национальные культуры);
В) по культурно-страфикационным подсистемам (элитарная, народная, массовая);
Г) по формам (мораль, право, политика, религия, мифология, искусство, философия, наука).
Многообразие форм и типов культуры существует в едином диалектическом культурном пространстве. Его особенностью является возможность перехода культурных образцов и смыслов из одного континуума в другой.