История развития научных представлений о ДОУ

В Российской Федерации регламентация докумен­тирования и порядка работы с документами развивает­ся, прежде всего, в направлении законодательного ре­гулирования. Параллельно приводятся в соответствие с меняющимся законодательством государственные стан­дарты, нормативно-методические документы общегосу­дарственного действия.

Высшей правовой значимостью обладают законы Российской Федерации. Правовые акты несут власт­ную функцию и обязательны к применению в той обла­сти деятельности, на которую они распространяются. Законодательная регламентация документирования и ра­боты с документами находится в настоящее время в Рос­сийской Федерации в стадии становления.

Об обязательности документирования говорится и в ряде других законодательных актов. Гражданское зако­нодательство регулирует правовое положение юридичес­ких и физических лиц в процессах предприниматель­ской деятельности, а также документирование различ­ных отношений, возникающих между ее участниками. Основу гражданского законодательства составляет Граж­данский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ), который определил правовые основы деятельности юри­дических лиц; и взаимоотношений юридических и физи­ческих лиц, основания прав собственности.

Ряд законодательных актов содержит нормы, кото­рые учитываются при составлении и оформлении доку­ментов. Так, ст.16 Закона РФ от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» опреде­ляет: «на территории Российской Федерации офици­альное делопроизводство в государственных органах, организациях, на предприятиях ив учреждениях ве­дется на русском языке как государственном языке Российской Федерации. Официальное делопроизводство в республиках ведется также на государственных язы­ках данных республик».

В Российской Федерации разработана национальная система стандартизации, определяющая порядок раз­работки и использования стандартов и объединяющая все государственные стандарты, действующие на тер­ритории России. Законом установлен статус стандарта, принципы стандартизации, виды документов по стан­дартизация и принципы их применения. Принципиаль­ное отличие современных стандартов состоит в их ре­комендательном характере — стандарты применяются на добровольной основе. В соответствии с законом уста­новлены следующие категории документов в области стандартизации:

· национальные стандарты;

· правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

· общероссийские классификаторы технико-экономи­ческой и социальной информации;

· стандарты организаций.

 

В числе национальных стандартов действует целый ряд стандартов устанавливающих правила оформления документов. В 1990-е годы создана правовая основа хранения до­кументов. В Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федера­ции и архивах состав Архивного фонда РФ включает две части: государственную и негосударственную. Го­сударственная часть формируется из документов феде­ральных органов государственной власти, а также уч­реждений, организаций и предприятий, отнесенных к федеральной собственности. Негосударственную часть Архивного фонда РФ составляют архивные фонды и архивные документы, находящиеся в собственности об­щественных объединений и организаций, религиозных объединений и организаций, а также в частной собствен­ности. Отнесение документов к составу Архивного фон­да Российской Федерации осуществляется органами и учреждениями Федеральной архивной службы России (Росархив) совместно с собственником этих докумен­тов на основании соглашения (договора) после экспер­тизы, их ценности. Росархив в соответствии с Положе­нием о нём имеет право получать от организаций неза­висимо от их ведомственной подчиненности необходи­мые материалы о работе архивов и об организации документов в делопроизводстве.

Таким образом, законодательное регулирование са­мых разных аспектов работы с документами содержит­ся в целом ряде правовых актов. В действующее зако­нодательство включено значительное количество обя­зательных для исполнения норм, правил и требований к документированию различных направлений деятель­ности государственных и негосударственных организа­ций, к оформлению тех или иных видов документов, к их содержанию и структуре текста.

Наряду с законодательной регламентацией нормы работы с документами затрагиваются в целом ряде ука­зов Президента, постановлений и распоряжений Пра­вительства РФ. Эти подзаконные акты устанавливают нормы работы с документами, которые не нашли отра­жения в законодательных актах.

Характерной чертой современности является созда­ние законодательной основы сбора, обработки, исполь­зования, сохранения и передачи информации. Это сви­детельствует о коренном изменении государственной политики в сфере формирования информационных ре­сурсов. Вместе с тем заметно меняется отношение в обществе к организации информационных ресурсов. Управленцы проявляют всевозрастающий интерес к проблемам законодательного регулирования и обеспе­чения их деятельности. Практические работники самых разнообразных управленческих систем приходят к осоз­нанию того, что информация и документ как ее носи­тель, пронизывая все аспекты управления, оказывают непосредственное и целенаправленное влияние на ре­зультативную работу во всех отраслях человеческой деятельности.