Правопорядок: понятие, соотношение с законностью и общественным порядком.
Правопорядок — это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.
По сути правопорядок представляет собой реализованную законность, можно сказать, — это результат законности. Особенности правопорядка состоят в следующем:
а) он строго запланирован в нормах права;
б) обеспечивается государством;
в) возникает в результате реализации норм права;
г) делает человека более свободным, организует общественные отношения, облегчает жизнь.
Различают понятия «правопорядок» и «общественный порядок».
Общественный порядок представляет собой систему упорядоченных стабильных общественных отношений, сложившихся под воздействием социальных норм, норм права, морали и обычаев.^
Соотношение законности, правопорядка и демократии заключается в следующем:
1) подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, она превращается в хаос, злоупотребления;
2) законность и правопорядок не будут приносить людям пользу без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно регулировать нормативную базу законности и правопорядка. Следует также отметить, что укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации коррупции.
Важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развитие демократических начал во всех сферах общественной жизни.
45. Понятие и признаки государства
Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков.
1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.
2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство — единственный носитель суверенной власти.
3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права.
Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество — исключительная прерогатива государства.
4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.
Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.
Функционирование этого специально созданного государственного механизма, этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц — государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.
46. Правопорядок: понятие, соотношение с законностью и общественным порядком.
Правопорядок - это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определённом этапе развития общества.
Содержание правопорядка составляет упорядоченность общественных отношений, выражаемое в правомерном поведении их участников. Следовательно, когда участники регулируемых правовых отношений сообразуют свое поведение с субъективными правами и юридическими обязанностями, тогда и складывается правопорядок.
Как видно, законность непосредственно примыкает к закону, выражается в требованиях его соблюдения, правопорядок - к осуществлению субъективных прав, исполнению юридических обязанностей.
Такой ход рассуждений приводит к необходимости выяснения сути понятия "правомерное поведение".
Прежде всего, надо видеть, что не всякое поведение людей имеет юридическое значение.
"Право, - отмечает В.Н.Кудрявцев,- регулирует не все, не любое поведение людей, а только некоторые (определенные) виды поведения, имеющие важное общественное значение. Будучи закрепленным в правовой норме (в позитивной или негативной форме), такое поведение становится юридически значимым, т.е. вызывает те или иные последствия, охраняется и обеспечивается государством".[5]
Отсюда можно заключить: социально значимое поведение людей следует рассматривать в качестве правового поведения, если оно предусмотрено нормами права и влечет юридические последствия.
Правомерное поведение - разновидность правового поведения.
О таком поведении субъектов можно говорить лишь в той мере, в какой оно совпадает с моделью, зафиксированной в правовой норме, т.е. находится в сфере правового регулирования, это, во-первых.
Во-вторых, правомерное поведение, как правило, социально полезное поведение, основано на соблюдении, исполнении и использовании правовых норм.
В-третьих, суждение о том, что правомерное поведение личности основывается на позитивном отношении к правовым нормам и принципам, представляется не точным. Показательно в этом плане судебное сутяжничество, необоснованные правовые притязания, формальное выполнение правовых обязанностей и пр.
Итак, правомерное поведение - это общественно необходимое, желательное или допустимое с точки зрения интересов общества поведение субъектов права, которое соответствует требованиям юридических норм, гарантируется и охраняется государством. В юридической литературе приводятся и более лаконичные формулировки. В.К.Бабаев пишет: "Правомерное поведение личности - это поведение, соответствующее предписаниям юридических норм".
Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления - общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Общественный порядок - это порядок общественных отношений, складывающийся в результате действия всех социальных норм, т.е. норм права, норм морали, а также обычаев, корпоративных норм.
Иными словами, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм.
В научной и учебной литературе отмечается, что понятие "общественный порядок" имеет двоякий смысл:
return false">ссылка скрыта- в широком, о котором сказано выше;
- в узком - как порядок, складывающийся в общественных местах (улицы, площади, парки, места зрелищных, развлекательных мероприятий и др.).
Такой подход обоснован, служит решению практических задач правоохранительными органами. Речь идет об уголовно-правовой и административно-правовой обеспеченности в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах, культурно-зрелищных заведениях и др. Такой порядок сопряжен с обеспечением обстановки спокойствия, содействия тому, чтобы были нормальные условия для труда и отдыха граждан, для деятельности государственных органов, общественных организаций, предприятий и учреждений.
О таком понимании общественного порядка (узкий смысл) говорится в нормативно-правовых актах, определяющих формы и методы деятельности органов внутренних дел.
Под содержанием правопорядка понимается система правовых структур, элементов, процессов, существенных свойств и признаков.
Выделяют, прежде всего, материальное содержание (закономерности функционирования, реальные отношения и связи) и юридическое содержание правопорядка (как итог реализации права и законности как систему действия правоотношений и упорядоченности правовых элементов, отношений, процессов).
Под формой правопорядка понимается его внутренняя структура, функционирование во времени, в пространстве, по кругу лиц, по объектам регулирования. Форма правопорядка связана с его содержанием.
Функции правопорядка, прежде всего, обозначают назначение его элементов и их связей между собой, которые проявляются в функционировании общества и государства. К ним относятся следующие функции:
1. Функция взаимодействия с внешней средой, функция упорядочения, упрочения и стабилизации тех больших систем, составным элементом которых он является. Правопорядок функционирует в определенных условиях, с которыми взаимодействует каждый его элемент. Поведение системы в целом и каждого участника должны иметь оптимальный вариант взаимодействия.
В окружающей среде особенно сильное влияние на правопорядок оказывают экономические, политические, разнообразные социальные факторы, с которыми он взаимодействует и к которым должен приспосабливаться в ответ на их благотворное или угнетающее влияние. Он испытывает на себе решающее влияние среды и в свою очередь активно влияет на нее. Он не только приспосабливается к среде, но и выступает правовой основой демократии, политической, государственной системы, поддерживая и защищая их, упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное существование. Он упорядочивает и стабилизирует важнейшие государственные связи и отношения.
Занимая вполне определенное место в больших системах и, испытывая их благотворное или угнетающее влияние, правопорядок оказывает обратное активное влияние, выполняя функцию стабилизации и упорядочивания, упрочения их. Благотворное влияние среды усиливает обратное воздействие. Угнетающему влиянию он противостоит. Чем совершеннее и прочнее правовой порядок, тем решительнее он отвергает негативные на него влияния.
2. Функция обособления качественной определенности - функция упрочения внутренних связей и отношений. Она направлена вовнутрь и затрагивает область взаимодействия целого и его составных частей. Она призвана свести различные уровни упорядоченности в единое системное образование. Внутренние аспекты многообразны. Они сводятся к упорядочению действующей структуры; субординации и иерархической соподчиненности субъектов, свойств и состояний субъектов, программ их поведения и функционирования; правовых отношений, процессов, связей во времени и пространстве, корреляционных взаимодействий прав и обязанностей субъектов; сведения всех элементов в стройную согласованную систему. Данная функция определяет автономное поведение системы, ее сущностные признаки. От этой функции зависит целостность и организованность сложного механизма и упорядоченность взаимодействий элементов, т. е. его частей, что, в конечном счете, обусловливает обособленность качественной определенности правопорядка как правовое состояние системности правовых отношений и связей.
3. Функция сохранения и совершенствования правопорядка. Эта деятельность направлена "на себя" как на целостное образование, позволяющее сохранить качественную определенность. Устойчивость и сохранение системы обеспечивается ее собственными функциями.
Правопорядок окружен внешней средой. Это общество, государственная власть, режим демократии и др., что оказывает на него активное влияние. Оно может быть стимулирующего и угнетающего характера, укрепляющего и разрушающего порядок. Более того, окружающая среда может привести к полной неприспособленности его и видоизменить в правовую оболочку произвола и беззакония.
Окружающая среда, большие системы, в которые входит правопорядок, обязаны его укреплять и поддерживать путем совершенствования законов, укрепления законности, улучшения правовой деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, судебной системы, прокурорского надзора и т. д.
Но она и разрушает его правовым нигилизмом, субъективизмом и волюнтаризмом принимаемых решений, коррумпированностью, местническими тенденциями, злоупотреблениями, преступностью, анархизмом, правовым невежеством и т. п. Правопорядок противостоит этим силам и должен постоянно совершенствоваться, укрепляться, сохранять свою качественную определенность. Это обусловливает деятельность каждого звена системы и особенно ведущих структур постоянно заниматься самосовершенствованием как единственным средством выживания и развития.
Данная функция складывается из различных направлений, в том числе управление правопорядком, защита его от угнетающего влияния негативных факторов, упрочение организованности и целостности системы, упорядочение всех элементов, поддержание свойств стабильности и устойчивости; обособленности и автономии как целостного образования; усиления начал законности, справедливости, гуманизма и демократизма.
Принципы правопорядка являются той основой, на которой он формируется и функционирует. К принципам правопорядка принято относить следующие:
- принцип демократизма правопорядка;
- принцип конституционности:
- принцип правовой нормативности;
- принцип законности;
- принцип структурной целостности:
- принцип соподчиненности связей и отношений правопорядка;
- принцип правовой нормативности:
- принцип законности;
- принцип структурной целостности:
- принцип соподчиненности связей и отношений правопорядка;
- принцип упорядоченности и взаимозависимости уровней правопорядка;
- принцип справедливости и гарантированности:
- принцип простоты и универсальности:
- принцип подконтрольности отношений правопорядка и др.
Данные принципы являются основой для поддержания и совершенствования системных связей и отношений между структурными элементами правопорядка. Эти принципы должны учитываться в процессе правотворческой, правореализационной, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.
Он обеспечивается государством.
В заключение отметим: правопорядок - необходимая предпосылка, основа гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и социально-экономическая, и политическая, и культурная. И сегодня проблема правопорядка в России особенно актуальна.
Вопрос о гарантиях - это очень сложная и самостоятельная проблема в рамках общей теории государства и права. Сложность ее заключается в том, что очень сложно идею законности из чисто научного и теоретического понимания реализовать на практике.
Подтверждением этому служат негативные факты, которые происходят на территории всей нашей страны. События, которые происходят, показывают всю неполноценность, а так же слабость гарантий законности как института российской государственности и демократии. Поэтому важной задачей должно являться не только разработка теоретической концепции законности и правопорядка, но и создание надежного орудия (механизма, средства) ее реализации и защиты конституционных основ общественного и государственного строя.
Чтобы законность и правопорядок реально существовали, необходимы соответствующие условия и определённый комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т.е. гарантии законности.
Гарантии законности и правопорядка - это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности и правопорядка.
При рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать зависимость данной проблемы, как от субъективных, так и объективных факторов. В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимают такие "условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе".
Общие условия - это объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Различают материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.
К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товарных отношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.
Под политическими гарантиями законности и правопорядка принято понимать все элементы политической жизни общества, которые на основе юридических законов отражающих объективные закономерности общественного развития поддерживают и воспроизводят общественную жизнь. Все звенья современной политической системы общества (государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы) в своих же интересах должны поддерживать, и поддерживают необходимый режим законности, стабильность правопорядка. Те объединения или политические деятели, которые не желают соблюдать правовой порядок установленный законом, лишаются всяческой защиты со стороны государства.
Под нравственными гарантиями законности и правопорядка понимают благоприятную морально-психологическую обстановку, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их культуры и духовности; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц по отношению к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования задействованы все звенья политической системы общества. Нравственно здоровым обществом является, то общество, которое функционирует на основе и в рамках закона, в условиях стабильности правопорядка. Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга.
Специальные средства - это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.
Юридическими гарантиями законности и правопорядка является деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и преждевременное пресечение всяческих нарушений законности и правопорядка. Ее осуществлением занимаются законодательные, судебные и исполнительные органы государственной власти. Так, например законодательные органы формируют основные направления борьбы с правонарушениями, издавая тем самым соответствующие нормативно-правовые акты, которые предусматривают юридическую ответственность за противоправные действия. Непосредственную работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы. Если политические и экономические гарантии достаточно прочные, то правоохранительная деятельность государства будет более оперативной, т. е. будет эффективно обеспечивать оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства):
а) Организационные гарантии - различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относят кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов.
б) Юридические гарантии - совокупность закреплённых в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод:
1) Средства выявления (обнаружения) правонарушений.
2) Средства предупреждения правонарушений.
3) Средства пресечения правонарушений.
4) Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений.
5) Юридическая ответственность.
6) Процессуальные гарантии.
7) Правосудие.
Подводя итог сказанному можно сформулировать общие черты гарантий, которые обусловлены социально-экономическим и государственно-правовым развитием общества и природой законности; носят непосредственный и целевой характер; закреплены в действующем законодательстве; нормативно-правовой основой их применения является право!